В.В. Розанов
Организация пансионов

На главную

Произведения В.В. Розанова



«В видах возможно полного разрешения воспитательных задач должны быть учреждены пансионы, в которых могли бы пользоваться соответственным руководством питомцы известной группы учебных заведений данного города», — сказано в Высочайше преподанных министру народного просвещения указаниях.

Упоминание о «группе учебных заведений», которая обслуживается данным пансионом, приводит к мысли, что пансионы эти не предполагаются быть только общежитиями при учебных заведениях, как это практиковалось до сих пор в бурсе относительно семинарии и в пансионе относительно гимназии. Пансион становится в более самостоятельное положение, с специально воспитательными целями, питомцы которого поутру расходились бы в одно, в два, а то и в несколько учебных заведений, но только одного типа или приблизительно одной программы. Могут быть пансионы гимназий, но могут быть и пансионы реальных училищ, технических училищ и профессиональных школ, чего до сих вовсе не было. Или в одном и том же пансионе могут быть соединены ученики средних учебных заведений общеобразовательного типа, напр. гимназий и реальных училищ, а в другом пансионе того же города будут соединены питомцы всех практических специальных школ.

Труд, порядок и добрые привычки педагогов, вот, нам думается, лучшие основы правильного воспитания. «Праздность есть мать всех пороков», между прочим, и тех специальных, которых избегнуть предполагается с помощью пансионов. Праздность родит недобрую изобретательность и совершенно непредвидимое и неуследимое направление мысли. Нужно заметить, в пансионе, неискусно организованном, может быть так же много праздности, как и во всяком другом месте. Если времяпрепровождение там разделить на две части: приготовление уроков и отдых от этого, то «отдых» в пансионе будет представлять собою гораздо большую пустынность от всякого дела, нежели отдых в семье или на частной квартире. Здесь ученик будет находиться среди взрослых, разговор с которыми может быть для него занимателен или поучителен, и в то же время это не будет тем разговором «на равной ноге», который дозволил бы разговаривающему увлечься куда угодно и увлечь куда угодно. Таким образом, «отдых» или «праздность» в пансионе, или, что то же, «время, не занятое приготовлением уроков», должно быть предметом гораздо большей озабоченности, чем это время во всяком непансионном устроении ученической жизни.

Время это не должно остаться без организации, без утилизации, непременно живой, энергичной, подымающей силы ученика и нимало для него необременительной, потому что это все-таки есть отдых от «приготовления уроков». В двух господствующих типах учебных заведений, теоретическом и практическом, утилизация эта должна сделаться взаимно-обратною. В теоретических учебных заведениях, где «приготовление уроков», как и классные занятия, сводятся к слушанию и к чтению с запоминанием, отдых должен быть отдан физическому труду, физическим упражнениям, физическим удовольствиям. Напротив, в школах профессиональных и технических отдых может быть предоставлен слушанию, чтению, объяснению, вообще чему-нибудь, занимающему теоретические способности мальчиков. Для избежания монотонности и механичности, для избежания единообразия, что составляет один из утомляющих моментов всяких вообще занятий, ученикам в значительной степени должен быть предоставлен выбор как удовольствий, так и упражнений в это все-таки праздное, «отдыхающее» время, должна быть предоставлена им группировка около отданных в их распоряжение удовольствий или занятий. Целительный дух пансиона, в смысле воспитательности, начинается с того, чтобы ученика тянуло сюда, а не отвращало отсюда. Чтобы своекоштные товарищи по классу завидовали пансионерам, а не чтобы пансионеры завидовали своекоштным.

Если дети становятся веселыми, когда они собираются в группы, когда они приходят к товарищам в гости или к ним приходят товарищи, то совершенно очевидно, что пансионная жизнь учеников при сколько-нибудь сносном таланте организаторов и воспитателей может быть развернута в картину гораздо большей веселости, открытости и оживленности, нежели нормальная и тихая, однообразная и унылая жизнь ученика гимназии. Секрет здесь лежит именно в таланте организации, и в том, чтобы целью пансиона постановлять не наблюдение за учеником, что он приблизительно думает. фланирует взад и вперед по длинному коридору, а в уменьи бросить ученику в свободный час такое удовольствие, труд, занятие, которые привлекли бы все его внимание, заняли силы и их собою полезно воспитали.

До сих пор пансионы у нас были каким-то запертым сиденьем без всякого решительно воспитательного идеала. Они вообще не имели положительного содержания, а только отрицательное. Они только отделяли, изолировали ученика от посторонних людей, от внешней жизни, но ничем решительно это «карантинное сиденье» не наполняли. Министерству народного просвещения предстоит не удвоить число пансионов в России и число пансионеров в них, а заняться разработкой типа, и идеала вообще пансионного воспитания, как бы впервые получая эту задачу для себя. Напомним здесь, как богато и широко поставлена жизнь питомцев английских закрытых учебных заведений; как мало они здесь парализуются в своей воле, изобретательности, способности к инициативе: обычные плоды пансионного воспитания у нас. Но, конечно, нам не надо подражать ни Англии, ни кому-нибудь. Россия может и должна выработать свой тип и свой дух воспитательного учреждения, так же не парализующего, но направляющего энергию отрочества в сторону, нам русским нужную и нам милую, дорогую.

Англия, может быть, нужна только для примера тех физических упражнений и удовольствий, которые совершенно допустимы и у нас. Далекая прогулка, знакомство с полем, лесом, рекою, — вот что желательно ввести в состав воспитательной жизни. Внутри самого пансиона могут быть организованы всевозможные формы привлекательного труда, направленного на искусство, на художество, на ремесло. Музыка и живопись могли бы стать из классных занятий в чисто пансионные, внутренние. Пансион мог бы иметь у себя маленький внутренний театр, как равно и оркестр, мог бы устраивать, без гостей или с гостями, вечера, чтения, игры, танцы. Но ко всему этому ученики должны не только вестись, но идти сами при руководстве любящих их и уважаемых ими воспитателей.


Впервые опубликовано: Новое время. 1903. 23 апреля. № 9745.

Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.


На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада