В.В. Розанов
П.А. Прокошев. Didascatia Apostolorum и первые шесть книг «Апостольских постановлений»

На главную

Произведения В.В. Розанова



Историко-критическое исследование из области источников церковного права. XVII + 162 стр. Приложение: Дидаскалия, т.е. кафолическое учение двенадцати апостолов и святых учеников нашего Спасителя. 195 стр. Томск, 1913.

Ну, вот и из сибирских далей, где, бывало, только медведь боролся с каторжником в темной тайге да промысловые люди рыскали по кручам гор и дольних речек, ищущи золота, — стали приходить в Петербург, Москву и всю Россию увесистые волюмы ученых исследователей. И как не сказать: благословение Томскому университету! Вот такими трудами, за которыми усматриваются тысячи ночей, проведенных над хартиями, над книгами, над всякою греческою, латинскою, немецкою, английскою и французскою ученостью, — лучше доказывается польза и необходимость или, вернее, польза и приятность дальних университетов, нежели шаблонного шумихою в газетах с подспудною политическою тенденциею. Ни малейшей нет возможности дать здесь понятие о громадном ученом труде проф. П.А. Прокошева, вращающегося в памятниках христианской письменности третьего и ближайших после Р. X. веков. Тема — церковное право. И мы только пользуемся случаем, как бы воззвать из глубины темной ямы на свет Божий: а когда же появятся не филологические только изыскания в области церковного права, а курс критического церковного права, умиротворяющий сомнения христианина о самой возможности и фундаментальности всего пространства церковного права?.. Сомнения о том, не есть ли это здание, «построяемое на песце», ибо ведь самая суть перехода от ветхозаветного «подзаконного» человечества к новозаветному «благодатному» заключалась именно в борьбе против юридического, так сказать, строя души и жизни, царившего от времен Моисея до Иисуса Христа и Иисусом Христом явно отвергнутого... И еще сомнение: если уж возвращаться вообще к закону, то надо бы явно — не к римскому закону, сложившемуся под сенью Капитолия и Юпитера, а к ветхозаветному, т.е. опять и снова к иудейскому, к Моисееву закону. Между тем все «пространство церковного права» смешано явно из римских веяний, тенденций, иногда прямо и ограниченно — из римских норм и определений, с изречениями евангельскими и апостольскими, которые собственно только плавают сверху, как масло, — «украшают», а не «производят» суд и дело. Откуда римский претор в одеянии христианском? Откуда епископ-судья, с преторскими прерогативами и функциями? Впрочем, мы не очень твердо упираемся в свои слова, которые привели скорее для примера. Наша мысль — указать на необходимость критического церковного права, попросить ученых-законоведов исполнить эту лежащую на них обязанность, без чего совесть христианская и ум христианский не могут вполне успокоиться.


Впервые опубликовано: Новое время. 1913. 20 сентября. № 13479.

Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.


На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада