В.В. Розанов
П.Б. Струве о «Записках» С.М. Соловьева и о времени Александра III

На главную

Произведения В.В. Розанова


Интересную, полную достоинства статью написал П.Б. Струве о С.М. Соловьеве по поводу недавно появившегося отдельного издания «Записок» нашего полнотомного историка. Один недостаток: он большею частью называет его «Сергей Соловьев», хотя, очевидно, вся Россия должна знать и помнить отчество человека, который дал ей самое подробное изложение родной истории и во многих отделах блистательное ее объяснение. «Записки» С.М. Соловьева, напечатанные его сыном Всеволодом (вопреки воле братьев и сестры) в журнале, к полному изумлению, 20 лет не печатались отдельным изданием, ибо это книга не только интереснейшая для чтения, но и высоконаставительная. Хотелось бы видеть ее в руках всякого студента, всякой курсистки. Лично я всегда сближал их с «Запискою о древней и новой России» Н.М. Карамзина. И характерно, и достойно для России, что и при начале и при конце ХIХ века русские историки, на которых лежал глаз современников, — сказали зашатавшемуся обществу свое поучительное слово. Струве написал о нем очень хорошо.

«Соловьев, — говорит он, — одно из самых замечательных явлений русской культуры XIX века — так мне всегда казалось. Явление замечательное прежде всего тем, что Соловьев непосредственно и в высшей степени выразительно опроверг ходячее мнение о славянской непроизводительности и якобы присущем русским отсутствии выдержки и трудолюбия. Я не знаю в истории научной литературы примера большей выдержки, большей систематической производительности, чем та, которую явил русский поповский сын Соловьев, с 1851 по 1879 г. каждый год выпускавший по тому «Истории России» и самостоятельно обработавший огромную область, которой до него научная работа коснулась лишь слабо. «История России» С.М. Соловьева есть памятник исключительного значения в истории русской науки».

Пусть читатель сам просмотрит характеристику Соловьева, сделанную точно, правильно, — и по которой видно, как Струве всматривался и следил за мелочами даже в характере и биографии нашего историка. Но это — дробь, в которой усматривается более значительное целое: в статье, как и во многих статьях последних трех лет, видно бережливое отношение к «сумме русской действительности», которую мы называем в прошлом «русскою историею» и называем сейчас Россиею, «какую нам дал Бог» (слова Пушкина). Так, он упрекает Соловьева за недооценку славянофильства и самой личности славянофилов и смягченно говорит об отрицательном отношении историка к «эпохе великих реформ». Вот что сказал об этой эпохе Соловьев:

«Преобразования производятся успешно Петрами Великими; но беда, если за них принимаются Людовики XVI и Александры II. Преобразователь, вроде Петра Великого, при самом крутом спуске держит лошадей в сильной руке, — и экипаж безопасен; но преобразователи второго рода пустят лошадей во всю прыть с горы, а силы сдерживать их не имеют, и потому экипажу предстоит гибель».

Струве относил эти слова, по написанию, к 1878-1879 годам и прибавляет от себя:

«Слова эти проливают свет на эпоху Александра III, реакция которого родилась из настроений, недоумения и испуга, охвативших широкие круги русского общества под впечатлением революционного движения 70-х годов. Этих настроений не был отнюдь чужд и Соловьев-отец. И в этом так же ярко сказалась консервативная стихия его природы, как в беспощадно суровом осуждении царствования и личности Николая I сказалась ее либеральная стихия.

Здесь-то, — замечает Струве, — в этой оценке либерала и западноевропейца, каковым, в общем, несомненно, был С. М. Соловьев, будущий историк найдет ключ к психологическому объяснению общественной подпочвы политической реакции эпохи Александра III».

Конечно... «Общество» (и отнюдь не аристократическое и не чиновное) шло даже гораздо правее правительственной «реакции» восьмидесятых годов. Передаю, как личное впечатление. Соловьев у нас, в Московском университете, читал лекции — уже белым старцем. Мы, студенты, нисколько не сомневались, что он далеко «не правительственный», — да и рассказывались в университете, в аудиториях, мелочи из московской хроники, из эпизодов при приезде «особ» в Москву, из коих мы заключали, что «Соловьев не любим», что он «обижен». При похоронах его это было демонстративно подчеркнуто в речах профессоров над его гробом. Так что и профессора «левили»... Но мы, студенты, по крайней мере филологи,упорно стояли правее профессоров, по крайней мере в половине студенчества. Затем — начало учительской службы, провинциальное общество: и я помню живо чувство удовлетворения и успокоения, и именно успокоения — не политического, а скорее морального и бытового, когда правительство показало, что, во всяком случае, не исключенным «студентам», два с половиной года походившим «в народ» и народа отнюдь не знающим, преобразовывать Россию и ломать тысячелетнюю историю.

Мы, совсем молоденькие учителя по провинции, были очень рады этому. Не все, но — в половине, по крайней мере... И поднимали голову упорно и смело.

Да и не мы одни. Чувствовалось «около плеча», что все общество негодует, — говоря теперешним языком и теперешними понятиями, — «на засилье студентов». — «Не им принадлежит история, а — всем», и даже «не живущему поколению она принадлежит, а — всем поколениям».

Вот формула устойчивости.


Впервые опубликовано: Новое Время. 1915. 15 нояб. № 14255.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада