В.В. Розанов
Перемена в обер-прокуратуре Св. Синода

На главную

Произведения В.В. Розанова



События идут так быстро, что не успеваешь отмечать их. Отставка обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева, четверть века занимавшего эту должность, и его товарища кн. Ширинского-Шихматова, который во время продолжительной московской службы в должности начальника синодальной конторы был ревностным проводником всех взглядов обер-прокурора, является минутою несомненного перелома в направлении и ходе всех церковных дел. Собственно говоря, уже указ о веротерпимости должен бы вызвать эту перемену в личном составе синодальной обер-прокуратуры, ибо весьма странно одною и тою же рукою и строить и разрушать, и рисовать узор и перечеркивать его. К несчастию, история наша имеет примеры, когда сила и строгость Высочайших указов так смягчалась, притуплялась и обходилась, что они получали лишь самое незначительное воздействие на реальное сложение жизни и реальный ход дел. Можно было опасаться и в отношении указа о веротерпимости последующих «циркулярных разъяснений», особенно когда время пройдет, люди поуспокоятся и внимание не будет фиксировано на этом вопросе. Когда люди около законов — те же, новые законы только наполовину суть законы и более похожи на гипотезу. Во всяком случае, сохранение К.П. Победоносцевым должности обер-прокурора Св. Синода после указа о веротерпимости и всех новых начинаний около Церкви знаменовало твердую решимость и, вероятно, незыбкую надежду лакировать снаружи старую постройку и скрыть под лаком давно гнилую действительность. Достаточно сказать, что в самом Петербурге предложение, исшедшее от Св. Синода, о присылке от духовенства каждой епархии приблизительно программы вопросов, которые должны быть рассмотрены на предстоящем соборе поместной русской церкви, — осталось почти всем петербургским священникам вовсе неизвестным, и они только по слухам знают, что есть какая-то комиссия из назначенных священников, которая, в полной неизвестности для всех остальных, вырабатывает какую-то «ответную бумагу» на запрос Св. Синода. Как ни охранителен Св. Синод, К.П. Победоносцев был в постоянном испуге от его либерализма, новшеств, предположений, поползновений к малейшей перемене, к малейшему движению. Рассказывали, что один из епископов, осмелившийся после Высочайшего указа от 6 августа о Государственной Думе провозгласить в Александро-Невской лавре, в церкви на литургии, в «благолепных» выражениях многолетие этой будущей Думе, подвергся таким неприятностям со стороны светского чиновничества при Св. Синоде, что не находил покоя и не считал обеспеченным за собою своего сана и должности.

Точно эта Дума была каким-то исключительно недопустимым учреждением, а не проявлением Государевой воли; и как будто с церковной кафедры не провозглашаются «многолетия» не только «воинству и всей палате», т. е. всему чиновничеству, но на молебнах в учебных заведениях и «многолетия начальствующим, учащим и учащимся». Деспотизм около Синода простерся до того, что епископы даже, не говоря об архимандритах, о священниках или профессорах духовных академий и духовных семинарий, не могли иметь никакого иного образа мыслей, нежели какой предначертан был «отныне и до века» в «Московском Сборнике» маститого обер-прокурора. Там, как известно, представительные учреждения Западной Европы названы в самом заглавии статьи, о них трактующей, «великою ложью нашего века»...

Назначение обер-прокурором Св. Синода кн. Оболенского, о котором со всех сторон утвердительно говорят, что он был другом знаменитого нашего философа и богослова Вл. С. Соловьева и по смерти его явился одним из самых ревностных охранителей его памяти и высокого авторитета, лучше всяких программ, обещаний и заявлений знаменует полный поворот в церковных наших делах от удушливой канцелярской системы К.П. Победоносцева к духу обновления, доброты и снисхождения, провозвестником которых в нашей жизни был Соловьев. Последний был назван в церковном журнале «Вера и Разум» в длинном ряде статей, появившихся после его смерти, «Русским Оригеном XIX века». Известно, как трогательна была его православная кончина в Москве. Также известно, что свою книгу «Оправдание добра» он посвятил не отцу своему, а деду — простому православному священнику. Итак, в почитателе его личности и идей мы можем ожидать и нам следует надеяться увидеть православного человека, просвещенного всем светом и русской и европейской образованности. Этим все сказано. Все русское духовенство, весь русский народ и образованное общество молят вздохнуть с полною грудью и, перекрестившись, сказать: «Наконец-то, слава Богу!!» Ибо значение обер-прокуратуры при Св. Синоде неизмеримо по значению. Нет того прихода и, следовательно, того села, нет того кляузного консисторского «дела», в котором <не> завязли какие-нибудь несчастные разводящиеся супруги (вспомним знаменитое полтавское дело об убийстве секретаря местной консистории Комарова), на котором отраженно не светилась бы личность обер-прокурора Св. Синода, то темная и мрачная, то светлая и человечная.


Впервые опубликовано: Новое время. 1905. 27 октября. № 10643.

Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.


На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада