В.В. Розанов
Письмо в редакцию <О Д.С. Мережковском>

На главную

Произведения В.В. Розанова


В № 11 от 12 января "С.-Петерб. Ведомостей" некто г. К. Румынский подвергает г. Мережковского упреку в том, что он, будто бы желая "сильных ощущений, криков пытаемых, вида крови, запаха сжигаемого человеческого мяса" и т.п., "принял позу блюстителя чистоты веры", стал разыскивать в литературе "еретиков" и прежде других указал на меня. Так как подобная инсинуация, накидывая очень густую тень на г. Мережковского, при моем молчании могла бы вызвать подозрения, что и я согласно с инсинуациею считаю себя, так сказать, духовно теснимым со стороны Д.С. Мережковского, то для предупреждения подобного мнения и снятия с моего друга всякого заподозревания его в "великом инквизиторстве" (слова г. К. Румынского), я должен сказать, что обвиняемое место его книги "Гр. Л, Толстой и Достоевский" (т. 2, стр. XXXIV) предварительно напечатания было мне показано редактором "Мира Искусства", с предложением, не буду ли я иметь что-либо против этих слов, каковые при моем желании и он (редактор) и Д.С. Мережковский готовы выпустить. Но я по разным соображениям просил его оставить, находя вполне основательным и ни мало для меня не опасным утверждение, что строй моих мыслей для их опровержения потребует со временем еще большего напряжения мысли со стороны гг. богословов, чем строй мысли гр. Л.Н. Толстого. Нужно заметить, "строй мысли" гр. Толстого, начиная с "Крейцеровой сонаты", представляет собою лишь решительную и всеобще приложенную (к миру) форму монашества, — и с этой стороны едва ли представляет что-либо, нуждающееся в опровержении для богословов. Совершенно противоположна моя точка зрения, и она может представлять трудности для богословия. Затем лично с Д.С. Мережковским я об этом месте его книги никогда не говорил и удивляюсь, что он "хочет моего жареного мяса" (кровавое утверждение г. К. Румынского), когда каждое воскресенье он мирно пьет чай за моим столом. Фантазия г. К. Румынского смешна, но худо, что к смеху он присоединил злой умысел замарать совершенно чистого в литературном отношении человека.


Впервые опубликовано: Новое Время. 1903. 18 янв. № 9653.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада