В.В. Розанов
Письмо в редакцию <О Н. Я. Гроте>

На главную

Произведения В.В. Розанова


В № 10612 «Нов. Вр.», в статье «Новые вкусы в философии», я неосторожно коснулся воспоминаниями памяти покойного Ник. Як. Грота, употребив слова и описания, могущие дать повод думать о нем как о человеке материального, эгоистического и даже корыстного образа мыслей. Не всегда, когда пишешь, видишь границы своих слов и угадываешь возможное от них впечатление. Не всегда, когда пишешь, видишь границы своих слов и угадываешь возможное от них впечатление. Немедленно же по написании этой статьи ко мне обратился с горьким протестом брат покойного, проф. Конст. Яковл. Грот.

Тотчас я понял, какую ошибку допустил в излишней уверенности, что все знают Ник. Як. Грота как человека скорее наивного в денежном отношении, неопытного вообще житейски, и что сцена, мною переданная, отнюдь не подает повод к дурным заподозреваниям характера покойного профессора. Конст. Як. Грот основательно мне указал, что не все же знали личного его покойного брата, и если в моей памяти образ его стоит чистым, то я должен это сказать гораздо яснее, чем я в своей статье, давшей повод к колебаниям на этот счет. Тогда мною задумывалось печатание писем Влад. Соловьёва в журнале «Вопросы Жизни», и я обещал К. Як. Гроту коснуться здесь вторично его брата и сделать точную оговорку о хорошо мне известном (и без напоминаний Кон. Як-ча) бескорыстном характере и бескорыстной самоотверженной жизни бывшего председателя Московского психологического общества и редактора журнала «Вопросы Психологии и Философии». К сожалению, едва началось печатание писем Влад. Соловьёва (в ноябрьской книжке «Вопросов Жизни»), как журнал этот прекратил вовсе свое существование. Лишенный возможности исполнить свое обязательство в обещанное время и в указанном месте, я прибегаю к этому письму, чтобы перед читателями, сколько-нибудь помнящими мою статью и там неблагоприятный рассказ о Ник. Як. Гроте, — разъяснить, что хотя сцена мною была передана точно, но избави Бог кого-нибудь подумать, будто добрейший и простодушнейший Ник. Як. Грот был на самом деле способен иметь такие темные чувства, какие в детски чистой натуре своей взвалил на себя просто путем неопытной, необдуманной, не взвешенной нисколько речи. Известно, как обеляет себя хитрец; и вот чистый человек часто взведет на себя уголовщину. Так я тогда понимал эту речь, так и теперь думаю о ней. Ник. Як. Грот был идеалист старой школы; отнюдь не «делец». И этим все сказано. Мне не только грустно, что я мог забыть чувства его родных, но печально, что я не последовал примеру самого же покойного философа — беречь честь каждого живого и память всякого умершего благоговейно. Могу только сказать в оправдание, что как он «не справился со словом», болтая со мною между делом, так я не «справился со словом», когда писал свое воспоминание. И, словом, тут ошибка, а не сколько-нибудь упорное мнение. Память его всегда (и до напоминания Конст. Як.) была мне чиста и безукорна, и да останется она таковою в воспоминании других и в мнении общем.


Впервые опубликовано: Новое Время. 1906. 26 янв. № 10729.

Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада