В.В. Розанов
Под знаменем науки

На главную

Произведения В.В. Розанова


Юбилейный сборник в честь Николая Ильича Стороженка, изданный его учениками и почитателями. Москва, 1902. Стр. XXXV+740.

Н.И. Стороженко есть младший представитель той плеяды ученых словесников Московского университета, старшими представителями которой были Буслаев и Тихонравов. Оба эти ученые были и наставниками, и товарищами по преподаванию проф. Стороженко. По понятным причинам ученые, работающие на поприще родной словесности, всегда дают больший плод от трудов своих, нежели работающие на поприще западноевропейской литературы. Они поднимают новь и не имеют соперничества в ученых всего света. Напротив, труды русских ученых по всеобщей литературе или вынуждены повторять собою напевы западной критики, западных историков, или должны углубиться в такие мелочные подробности, которым русский читатель лишь с крайним принуждением души может уделять внимание. Н. И. Стороженко избрал специальностью английский театр до Шекспира. Здесь он сделал новые изыскания, большую частью состоящие в отыскивании подлинных авторов таких пьес, принадлежность которых ранее не была известна. Критика и ученая работа его, насколько она выразилась в печатных трудах, поневоле вращалась в кругу более материального состава литературы, нежели ее идейного движения. Между тем сборник в честь маститого ученого едва ли бы и появился, если бы он не был для слушателей своих профессоров самого богатого идейного содержания. В самом деле, кто имел удовольствие и счастье слушать Н.И. Стороженка, тот знает, что, посвящая годовые курсы лекций обзору обширных циклов европейского литературного развития, он не только являлся знатоком подробностей, но и, кроме того, с таким мастерством вводил слушателей в дух каждой эпохи, что как бы делал их современниками то Поджио и Филельфо, итальянских гуманистов, то кружка друзей молодого Гёте, то французских энциклопедистов. Ученики Н.И. Стороженка рассеянны по всей России, и везде, где есть его ученики, самый горячий интерес к западному просвещению горит, можно думать, неугасимо...

К "Сборнику" приложен портрет маститого юбиляра, очерк научной и педагогической его деятельности и дана библиография его трудов, между которыми многие, хоть и не обширные, посвящены русской и малорусской литературе (главным образом Шевченку). Труды, вошедшие в сборник, не представляют исключительно литературного или историко-литературного содержания. Здесь есть и с живейшим интересом прочитывается статья г. Статкевича: "Мармизовская лаборатория" (Полтавской губернии), — живой, конкретный очерк нашей земской медицины. Из историко-литературных статей очень интересен этюд г. Варшера: "История одного литературного сюжета". Автор взялся проследить исторические блуждания основной мысли и основного образа, выведенного Толстым в рассказе: "Чем люди живы". Он находит первоисточник его в ветхозаветном апокрифе, который перешел через посредство мусульман и Византии в Европу средневековую и новую. Заметим, что блуждания эти вовсе не обязательны для художественного гения. Сюжет рассказа "Чем люди живы" так прост, что, конечно, мог возникнуть и оригинально у Толстого. Из других статей очень интересны г. Каллаша — "Русские отношения Гёте", изыскание об ученических годах Радищева г. В. Якушкина, две статьи об Огареве г-жи Некрасовой и Н.М. Мендельсона ("Н.П. Огарев в воспоминаниях его бывшего крестьянина") и личные воспоминания г. Виктора Михайловского (о Живокини) и Н.В. Стороженко (о П.А. Кулише). Нельзя не пожалеть, что все статьи сборника отличаются излишней краткостью, вследствие чего книга имеет по оставляемым впечатлениям более газетный характер, чем книжный. Но и в этом своем виде он является хорошим вкладом в каждую частную библиотеку.


Впервые опубликовано: Новое Время. Иллюстрированное приложение. 1902. 6 нояб. № 9582. С. 10.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада