В.В. Розанов
Поправка

На главную

Произведения В.В. Розанова


В статье «Где было хорошо на Новый год» я допустил некоторые неточности, важные для деятелей прихода, столь высоко настроенного и деятельного. Эти неточности вызвали следующее письмо ко мне, содержащее подробности, которые будут небезынтересны для всякого, кто интересуется петербургскою церковно-приходской жизнью:

«М.г. Позвольте мне исправить некоторые неточности, вкравшиеся в описание нашей церкви и ее деятельности. 1) Постройка барака назначалась для собраний трезвенников, а не для больных. В конце 1899 г. лучшая и деятельнейшая часть трезвенников, мужчин и женщин решили во главе со своим священником построить на свои средства дом для своих собраний и для слушания слова Божия вне церкви. Было собрано три тысячи рублей и приступили к постройке. Барак строился на тысячу человек. Часть отводилась под собрание трезвенников, часть под воскресную школу для взрослых, часть под библиотеку с читальней. Церковь сгорела. Барак, только что начатый в постройке, взяло Общество религиозно-нравственного просвещения, которому и принадлежала сгоревшая церковь и на земле которого строился барак для временной церкви. Вот происхождение барака-церкви.

Теперь второе. Приема больных в церкви не существует.

Трезвенники радовались, как дети, что дому их суждено сделаться хоть временно Домом Божьим, но тосковали, что им собираться негде. Наконец, они решили в конце 1900 года нанять квартиру вблизи церкви. В ней-то теперь и помещаются зал собраний, воскресная школа и амбулатория для приема больных в воскресные дни, благодаря студенту-медику, который взялся ею заведывать. Лечат в ней женщина врач и доктор. Пользуются советами попреимущественно женщины, которые заняты в будни и обращаться в клинику не могут. 3) Библиотека помещается также в квартире трезвенников. Книги выдаются по строгой записи и с нынешнего года с залогом ввиду неаккуратного возвращения. Книги собраны действительно даровые, но ставились в библиотеку со строгим подбором: духовно-нравственный же отдел был подарен трезвенникам советом Общества религиозно-нравственного просвещения, выбирался же заведующим священником. Шкаф же в церкви, виденный вами, представляет собою маленький склад книжек исключительно религиозного содержания, которые продаются по дешевой цене. 4) При бараке церкви Общества религиозно-нравственного просвещения и братства трезвости работает не только священник с женой, а человек 20 интеллигенции и из них 3 лица духовных.

Один из деятелей».

Таким образом, дело поставлено еще шире и, так сказать, систематичнее и тверже, чем мне показалось и чем я мог заметить при кратком осмотре и, естественно, афористических расспросах. Оно в ведении маститого и богатого Общества религиозно-нравственного просвещения в духе православия, этого достойного учреждения, созданного петербургским духовенством. На меня произвела впечатление картина, зрелище: дошли восторженные отзывы со стороны. И я передал просто то, что видел, не входя в подспудно лежащую там организацию. Во всяком случае, дай Бог труженикам около народа сил к труду и бодрости в деятельности.


Впервые опубликовано: Новое время. 1902. 8 янв. № 9284.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) - русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада