В.В. Розанов
«Послания» Кондратия Селиванова

На главную

Произведения В.В. Розанова



I

«Христос воскрес, Христос воскрес, Христос воскрес! В славу Божию, а истинным душам на спасение и вечную радость.

Послание от истинного Отца-Искупителя, всем возлюбленным моим, Богом избранным духовным детушкам, от мала и до велика. Посылаю свою милость Божию, и покров Отца Небесного, и благословление отныне и до веку. Радуйтеся о Господе: Христос бо воскрес, во спасение душ ваших.

Пишу всем моим детушкам, глаголом уст моих прошу и молю я, Отец-Ваш-искупитель, да приемлются слова истинного Отца в сердцах ваших. Поживите при своем Государе-Батюшке в веселии и радости, аки в небесной сладости. Положитесь на Бога: его терновая и крестная дорога такой имеет путь от самого начала мира, где бысть Спасителя самого жилище, и она ведет в лоно Авраамле, и шествующим по ней непременно истинная бывает от Бога помога. О, любезные детушки! — берите все истинного Отца вашего крепость, дабы ни малейшая не одолела вас сладость греха, лепость. Ненавидит бо душа моя лепости, яко лютаго Змия, ибо оная весь свет поядает, и от Бога отвращает, и идти к Богу не допущает. И потому многие от пагубной лепости Учители — учительства, и Пророки — пророчества, Угодники и Подвижники — своих подвигов лишились, не доходили до Царства Небесного, променяли вечное сокровище на тленное и пагубное житие. О, любезные детушки! все таковые будут лишены вечного блаженства, которое истинный ваш Бог Искупитель обещал любящим Его и соблюдающим чистоту и девство. Ибо единые девственники предстоят у Престола Господня, и чистые сердцем зрят на Бога Отца моего лицем к лицу; в чистых же и непорочных сердцах любезно присутствует благодать Божия; тою же благодатию, яко многоценным миром, всякая душа помазуется в живот вечный. А в льстивых и нераскаянных и не хранящих чистоту мою людях вселится дух темный, и будет в Пророках и Учителях дух льстивый и лживый, и будут лица их не светлы, а темны: ибо они не проповедуют уже про чистоту истинного Отца, а все рекут льстивым духом. О, любезные мои детушки! Пишу истинный ваш Отец-Искупитель, и о всех душах ваших попечитель, прошу и молю! Поживите все единодушно и единомысленно, в чистоте и благочестии, в крепости и смирении, в любви и свете. День провождайте в благочестии, а ночь в слезах и в сокрушении сердцем. На беседы сходитесь с любовию и беседуйте с кротостию и со страхом Божиим! В молчании думайте только то, что вы беседуете с самим Господом, яко на Страшном Суде, и занимайтеся всегда Богом, а не суетою. Не заглядывайтесь братья на сестер, а сестры на братьев и не имейте праздных разговоров и смехов; а также и в домах своих всегда пребывайте с Господом и Отцом своим во умилении и молчании, а празднословия не чините, от чего зарождается злая лепость, которую не без труда-то искоренить можно. Еще, любезные мои детушки, я прежде говаривал вам, и ныне напоминаю: не судите друг друга, а един судья у вас Отец-Искупитель; вы же между собою имейте любовь, совет и согласие, плевел и клеветы друг на друга не чините, и тем сердца ближних своих не вредите, и Отца своего не гневите, а каждого покрывайте своею добродетелью. Ибо любовь многие пороки покрывает, и на оной основана церковь Христова, и любовию все Пророки и Апостолы держутся, а без любви пост и молитва и прочие подвиги ничто же есть. А когда между собой будете союзны и находиться в согласии и любви, то никто вас не может преодолеть, и будете тверды и крепки... О, любезные мои детушки! Я пришел к вам не разорить вашего закона, но еще паче оный утвердить и укрепить, да про чистоту свою объявить: так имейте всегда в сердцах своих страх Божий и теплоту сердечную и любовь истинную. Храните девство и чистоту, а чистота есть от всех слабостей удаление, как-то: в начале — от женской лепости, а потом — от клеветы и зависти, от чести и тщеславия, от гордости и самолюбия, от лжи и празднословия; словом, что б от всех пороков и слабостей сердца ваши были чисты и совесть ни в чем не была бы замарана. При всем же том имейте всегда целомудрие, также присовокупитеся к девственной чистоте* И оное состоит тоже не в одном слове, но заключается в ней многое; и именно: дабы и ум ваш был от всего свободен и на всем непоколебим, во всяком случае был бы цел и здоров; и ниже сердце свое — занимать какою-либо видимою суетою, или умом и сердцем — прилепяться к тленному богатству, а равно — и к лепости. Все сие принадлежит совокупно к чистоте и целомудренности: ибо как лепость погубляет тело и душу, так и сие суетное богатство и сребролюбие удаляет человека от Бога, то есть таковых, которые прилепляются сердцем к оному; а то и явное богатство не вредит умного человека: хотя имеет оное — равно как не имеет; а кто не имеет, то также об нем не должен сокрушаться и скорбеть сердцем. О, любезные мои детушки! Весьма нужно и необходимо иметь всякому, позвавшемуся на путь истинный и желающему душу спасти, оставить все слабости, и телесные сладости не иметь, а хранить чистоту и девство; и не озираться вспять, как Лотова жена, которая плотью обращается на сладость и занимается лепостью. О, любезные мои детушки! Преклоните главы, и обратите сердечные ваши очи внутрь себя, и уразумейте: какая польза именоваться «христианином», а жить крайне не по-христиански; отвергнуться мира, и потом паки миру подражать, и в таковых же слабостях и неразумении пребывать. О! страшно о таковых изрещи, и утробушка моя болит о всех грешных, что чрез нерадение и слабость лишаются вечного блага и вечного Царствия, и идут самопроизвольно по своему слабому житию и чрез гнусную лепость в муку вечную! А по сему, возлюбленные мои детушки, не льстите себя никто надеждою, ни — пророчеством, ни — учительством. Ибо у Бога тот Пророк, кто от всех слабостей и пагубной лепости себя сберег; или тот Учитель, кто сам себя в чистоте научил и душу свою истинному Отцу вручил. А то и Пророк и Учитель, живущий по слабости и лепости — умрет как разбойник не кающийся; а и рядовой, который сохранит чистоту и свято соблюдает заповеди Господни, то, когда будет душа его с телом расставаться, тогда истинные Пророки во всю вселенную через Духа Святого возглаголят, что чистая душа восходит с земли на Небо: и с честию ей все поклонятся, и Ангелы и вся Сила Небесная встретят ее с гласом трубным и с восклицанием, и сама Матушка Царица Небесная Акулина Ивановна и наперстник мой Александр Иванович приимет ее и представит ко престолу Отца моего Небесного. О, любезные мои детушки! Слышите ли, какая чистой и непорочной душе воздастся честь и слава. И вы бы у меня все были чисты, если бы не занимались лепостью, враждою и завистью, и первые бы получили место у Отца моего Небесного. А посему, яко истинный есть ваш Отец, желающий всем вам чистого и совершенного от всех пороков спасения, предохраняю вас от всех слабостей и лепости, от коей и в прежние времена многие тысячи праведных душ погибло, — и великих Угодников и Столпников женская лепость свела в муку вечную. О, любезные мои детушки! Прошу вас всех, предстоящих пред сим моим посланием, и молю, во избежание за сие гнева Божия и вечного наказания, презрите и возненавидьте пагубную лепость, которая ведет по своей дороге всех в муку вечную. Восстаньте от сна своего и припадите к истинному Отцу-Искупителю, призывающему всех в Царствие Отца Небесного. Удаляйтесь злой лепости, и не имейте с сестрами, а сестры с братьями, праздных разговоров и смехов, — от чего происходит уже лепость. Ибо оная, как магнит-камень, имеющий свойство привлекать к себе близ находящееся железо: так и женская лепость, по враждебному свойству своему, каждого близко обращающегося брата с сестрою привлекает к себе, и непременно вкрадывается в сердца человеческие, и яко мол точит и поядает всю добродетель и изгоняет благодать Божию**. А без благодати Божией, яко нива необобранная пуста есть и бесплодна, так и человек без Святого Духа пуст есть и бесплоден. В таком случае, и во избежание всего оного, имейте жизнь свою во всей осторожности. Пребывайте в благочестии, и кротости, и смирении, в посте и молитве, и имейте на всяк час и на всякую минуту страх Божий, и поминайте смертный час. Отыскивайте каждый свои пороки и никого не судите. Сердцами своими будьте кротки и милостивы: хотя кто вас и выбранит, или в глаза плюнет, или погонит за имя Божие, — то все с радостию примите и за гонителей молитесь Богу, чрез что покажете на себе образ истинного вашего Отца, который пострадал и пролил кровь свою ради всех спасения. А посему и призирайте сирот, и питайте видимых хлебом; а паче — призрите самого Господа внутренним болением, слезами и воздержанием от пищи и пития, и имейте пост. Ибо пост есть телу здравие, а душе — спасение: а первый есть пост — девство и чистота***; а и видимый пост для спасения необходимо надобен. Так, любезные мои детушки, послушайте ради Бога и отца своего Искупителя и для ради душ своих, за что вам будет в Небесах награда. Надо здесь на земле заслужить, так и в Небесах не будем тужить. О, любезные мои детушки! Возлюбите мою чистоту и возьмите мою кротость и смирение. Оставьте плотяное утешение, честь и славу земную, — так получите небесную и вечную, а плоти ваши будут нетленными: и я, истинный ваш Отец, приведу вас к Небесному моему Отцу; и никто же приидет к Отцу моему, такмо мною. О, любезные детушки! Обратите ваше внимание внутрь себя, и уразумейте, что истинный ваш Отец чистоты ради на земли явился, и претерпел многие страды, гонения и озлобления, биения, поругания, охуления и оплевания; судим был, и влачим и терзаем; странствовал сорок лет: и все члены и составы мои раздроблены; и головушку мою горячим сургучом обливали, и в дальние страны отсылали, и всю дорогу палачем раны на моем теле накладали; сто темниц я обошел, и всех вас моих детушек нашел; все сие принял и претерпел ради вашего спасения и утверждения закона Христова и чистоты. Еще я вам свидетельствую приказание Отца и Сына и Святого Духа, матушки Акулины Ивановны Царицы Небесной, и любезного моего сыночка Александра Ивановича, и Отца вашего Искупителя, всем моим любезным детушкам, с первого и до последнего, богатому и скудному, равное приказание: отложите на земле весь поклад и обложите души свои в оклад, поживите без лести и не желайте явной себе чести. О, любезные мои детушки! Как бы вам камень от сердца отвалить — так бы стал и Бог во всех членах ваших жить и говорить, и тогда стал бы прочь от вас грех отводить; но кого Бог удостоит внутреннюю церковь в себе построить — о том утробушка моя радуется. О, любезные мои детушки! Я не сам к вам пришел, а послал меня Отец мой Небесный судить живых и мертвых, чтоб грехом не умирали. А обо мне Пророки за сорок лет прорекали, что «Господь придет и судить станет, и принесет чистоту; но откуда придет, и узнаем ли мы Его? Он великие нужды претерпит, и пошлется в дальние страны, и отдадутся ему все иностранные товары, и дастся образ спасительной воли, цепь и пила; праведных будет просвещать, и в небеса провожать, а гордых Учителей, Пророков и всех, которые лепостью занимались, сокращать. Тогда не возлюбят Учители учительства, Пророки — пророчества, и Соборные возненавидят соборы свои, и все скажут: «Не стало нам чести! сколько мы лет ждали этой чести и радости, а он выводит только слабости. По явности, всего Бог нам дал, да нет ни в чем — воли; погуляли бы мы еще по воле!» О, любезные детушки. Все это надо оставлять, а только одни души свои украшать и во убор небесный убирать, чтоб не стыдно было явиться пред Отца моего Небесного, который не любит житья лестного. О, любезные мои детушки! Ни с кем я так не беседовал, как с Александром Ивановичем! И говорил он мне, государь батюшка, в Москве: «Все пути расчищаются, дороги разметаются, и ковры под тебя подстилаются; и во всяком доме пищу поставляют. Теперь-то ты ловишь молявок, а когда вырастешь и по земле пойдешь, то и в явный дворец взойдешь, и тогда будешь осетров ловить, и там хлебушка покушаешь; а львы все застонут, и тогда волки завоют на всей вселенной. А волки — Пророки, и не одни Пророки, а — и те, которые лепостью занимались: благодать у них чистая, да плоти коварные. Но ты со всеми справишься, и Учителя не будут безвременно овец стричь, а будут одну пору Петровку знать». О, великое дело быть Учителем. Надо заживо себя во гроб положить, а ноги свои в землю зарыть****, а голову к небесам привязать, а ум свой всегда к небу простирать, а сердце свое Богу вручать, и никакие подарки не взимать, и сердце свое на земное не прилеплять, и никого не обижать, а всех равно, богатого и нищего, с любовью принимать, и ни на кого не гневаться, а гневайся всяк на свою плоть да на лепость*****. А притом и должен кушать хлеб с водой, чтоб не жить с бедой, да третью — соль на подкрепление членов; а от других прохлад бывает душам наклад. Судите же одну правду, и всех равно, как среднего так и богатого, равно и нищего; и надо отрешись всего роду, отца и матери; и судить, чтобы лепостью не занимались, а на земле учителями не назывались. Един Учитель — Отец ваш Искупитель, и матушка Акулина Ивановна, да батюшка Александр Иванович, а прочим я никому не верю: ни Учителям, ни Учительницам, ни Пророкам, ни Пророчицам, а только верю одному делателю, исполнителю заповедей Божьих, тот и уподобится Царствию Небесному. А я всех равно почитаю — как вельможу, так и нищего: и нищий — да Бога сыщет; а и вельможа — да в делах неугожих; у меня тот и генерал, который дела Божия не замарал; тот и архирей, который в жизни своей не захирел; тот и патриарх, который будет в жизни разумом здрав и благ. А благ един Господь Иисус Христос, Сын Божий, который и пришел в мир грешные спасти, да от лепости отвести. О любезные мои детушки! Надо помнить смертный час, и как душа с телом расстанется, тогда суета вся на земле останется, и с единою добротою к Богу должно итить. О любезные детушки! Как можно постарайтесь и назад не озирайтесь; а хотя на коленках, да ползите, и у Бога помощи себе день и ночь просите. Ибо в прежние времена по тридцати лет Богу служили, а благодатию себя основали, да пред последним концом от Бога отставали.

______________________

* Из сложения речи видно, что а-сексуализм, бес-полость, владеет Селивановым как idee fixe, как столбняк воображения и мысли, как какая-то духовная в своем роде «защелчка»... «Защелкнуло» — и остановилось: и дальше мысль не работает. Сам Селиванов как очарован девственником, девственницею, целым сонмом их, садами их... Видит, грезит, бредит... «Хочу всех сюда охватить! целый мир!! все будем как невинные дети, еще бесполые, не знающие возбуждений!!! Не растите! не мужайте! не превращайтесь в женщин, в отцов!! Не надо, ничего не надо: кроме 7—10-летних девочек и мальчиков! Вот — Царство Божие, и — не надо иного!» Поразительная мечта и мысль. Так хотелось ему малолеток... Тут разгадываются великие загадки пола и его аномалий; тут, у Селиванова и в скопчестве, — ключ разумения: почему вообще в мире существуют эти аномалии, где их космологическое заложение? Что они и куда ведут, и что обещают? См. у Достоевского о специфическом влечении Николая Ставрогина к «девочкам» и о музыкальности содомита Тришатова — в «Подростке». В. Р.
** Да что же: может быть ведь это и так! Если Бог вне-мирен и сотворил мир только как механик — машину, т.е. равнодушно и «без души» (Своей), то тогда, конечно, «понравившееся лицо женщины» есть первое отвращение от Бога, первое и окончательное (женитьба, потом семья), первое и непобедимое!!! Только если Бог — в мире, и мир сотворил Он как поэт — поэму, то «понравившееся лицо женщины», напротив, есть первая серьезная связь с Богом, серьезная и несокрушимая!!! Я стою за вторую; но Кондратий С-в, очевидно, стоял на первой точке зрения (т.е., что Бог нескончаемо удален от мира, ничего общего с ним не имеет, его не любит и не хочет). В. Р.
*** Как глубоко! Никогда в православном богословии такого выражения я не встречал. В. Р.
**** Вот где, вот в каком скопческом порыве, содержатся такие ужасные явления, как самозакапывания наших сектантов, людей отнюдь не скопческого толка!! «В гроб себя положить», «в землю себя зарыть» — ведь это буквально совпало с тем, что над собою совершили сектанты не-скопцы в Терновских плавнях, в Бессарабии, 100 лет спустя!! Вот где разгадка всего — дух «девства», селивановская «чистота», бестелесный спиритуализм! В. Р.
***** Поразительно! Полный символ веры терновских сектантов! В. Р.

______________________

А Страшный идет Суд: надо дела брать всем в рассуд, и разобрать Божий Суд. А я принес гостинчик всем поровну: чтобы лепостью не занимались, а Истинному Отцу с чистотою поклонялись. И хочет Истинный ваш Отец на сырой земле раскатиться и до всех своих детушек умалиться: хочет благословить, и всех своих детушек навестить; хочет в Успенский колокол зазвонить и всех своих детушек к себе заманить. И этому делу не миновать, чтобы Отцу Искупителю не стали чести отдавать; хотя и стали все пировать, но придет время — будут все головушки преклонять. Так и станем заблаговременно грех из себя вон выгонять, начнем к Отцу припадать и греху не станем потакать. Пора, любезные детушки, Богу работать и души свои спасать, а пустые дела все надо бросать, и на грех наступить, и одну Сионскую Гору полюбить. А я свидетельствую о себе не сам собою, но свидетельствует о мне Отец Небесный, посланием через Духа Святого, и пищу не для славы. Слава моя — на кресте, а дом мой — темница: я в ней жил и не тужил, Отца своего слушал и малинку его кушал. А ныне я пришел на старых Учителей и Пророков: у них благодать была по пояс, а я принес полную, и облеку с головы до ног — и тогда вся земля мне поклонится. О любезные детушки! Извольте на белых коней садиться*, и со мною Господом водиться, духом моим сладиться, душою же с телом соединиться, тем и будете со мною в Небе веселиться. О любезные мои детушки! Помните всегда Вышнего и не кушайте хлебушка лишнего. Вы — люди израелитяне, а потому и должны быть душам своим хранители. А про меня Пророки вам вестили, да вы во внутренность свою не вместили: «Прийдет кормщик, и будет кораблями управлять, и мачты крепко утверждать: «посадит всех по своим домам, и не дасть воли вашим «плотям». И должны помнить и страшиться праведного Суда Божия, а не человеческого; а если будете верить одним несбыточным мечтам, то умрете вечною смертью, не телесною, а душевною. Так любезные мои детушки! Живите — не вредитесь, всякой слабости берегитесь, и на суету мира сего не льститесь, а все ко истинному Отцу своему Искупителю с чистою совестью явитесь. Вы все у меня Отцем моим избраны, Духом Святым порождены и им воспитаны, и прощением очищены. Я, истинный ваш Отец-Искупитель, по благословению Отца моего Небесного много лет за вас страдал, и всех от мира своею кровию откупал. По сырой земле странствуя ходил, и чистоту свою всем явил. На колокольню выходил, и одной рукой во все колокола звонил, а другой изобранных своих детушек манил, в трубушку трубил и им говорил: «Подите, мои верные, изобранные, со всех четырех сторонушек; идите на звон и на жалостный глас мой трубный; выходите из темного лесу, от лютых зверей и от ядовитых змей; бегите от своих отцов и матерей, от жен и от детей**. Возьмите с собой только одни души, плачущие в нашем теле.

______________________

* «Белизна» — везде скопчество. «На белых коней садиться» — оскопляться. В. Р.
** Вот оно! — полный разрыв рода, раздробление человечества. Есть индивидуумы, лица, мой дух, твой дух, и ничего — еще. «Единство человеческого рода» рассекается, — то «единство», о котором говорят Библия и Катрфаж. Есть «случайный Шиллер» — запевший чудные стихи, Бог весть откуда их запевший, и ни матушка и ни батюшка которого не интересны, и их просто — нет, метафизически — нет. Кондратий недаром почувствовал себя «богом»: ибо если бы осуществилось его «дело», — он повернул бы планету «около своего пальца», как еще «Саваоф», пришедший испразднить того первого Саваофа, Саваофа «Авраама, Исаака и Иакова». 12 «колен» израилевых, и афинских «фил», и римских «триб и курий». Селиванов — чудовище; но именно такое, какое могло поспорить с Богом. «Манфред» наш, «Каин» и «Люцифер» — это вовсе не стишки Лермонтова и Пушкина, и не сами эти поэты: а единственно — мужик из деревни Сосновки, написавший «Страды», и «Послания» и в уровень по силе оригинальной и по новой мысли с творениями гигантов поэзии. Да, указав на это «Послание», — мы можем сказать: «вот наш Мильтон» и наша грустная песнь о «Потерянном и возвращенном рае». По могуществу и новизне что значат все бумагомаранья Чаадаева сравнительно с этим «Посланием», и как жалок тот журналист против «Батюшки». В. Р.

______________________

А почто ты, человек, нейдешь на глас Сына Божия и не плачешься о грехах своих, Который толико лет зовет тебя от утробы матери твоей телесной. И почто не ищещь душе своей Матери Небесной, как воспитала бы душу твою благодатью и довела бы до Жениха Небесного. А он берет за себя всю подвселенную и возводит с земли на небо, где ликуют души верные и праведные, Преподобные и Богоносные, Мученики и Мученицы, Пророки и Пророчицы, Апостолы и Учителя, в Царствии его Небесном наслаждаются вечною радостию и зрением Его красоты, и умиленным голосом, пением и восклицанием всей Силушки Небесной». На сей мой жалостный глас и на колокольный звон, некоторые стали от вечного сна пробуждаться, и головы из гробов поднимать, и из дна моря на верх всплывать, и из лесу ко мне приходить...

II

«Христос воскресе! Воистину Христос воскресе! Во славу Божию, а нам во спасение и вечную радость!

Возлюбленному моему сыночку И. С.

Посылаю я тебе мое отеческое благословение, и милость Божию с неба, и покров Отца моего Небесного, и низкий мой поклон, с покровом Отца моего Небесного.

Любезный мой сыночек! Поживи, и истинному Отцу-Искупителю послужи в кротости и смирении, в любви и совете. Храни чистоту и девство, оберегайся лепости и праздных слов и хмельных напитков; а на беседу ходи, только не заглядывайся на сестер, и не давай видимых гостинцев, от которых заходит лепость, которая поядает весь свет и от Бога прочь отводит. А ты, любезный мой сыночек, сам знаешь, как надо жить и душу спасти.

Еще, любезный мой сыночек, И. С, не можно ли тебе побывать ко мне Отцу — своему Искупителю. А я сердечно тебе рад, и желал бы тебя повидать лично и побеседовать с тобою.

Итак остаюся истинный ваш Отец-Искупитель. Прошу и молю Небесного Отца, дабы сохранил жизнь вашу до конца. Истинный ваш отец остаюся жив и здоров на веки. Аминь.

Еще я желал бы тебе знаться и водиться с моим любезным и старинным сыночком. С. М.».

III

«Христос воскресе! Воистину воскресе! Во славу Божию, а нам на спасение и вечную радость!

Возлюбленному моему сыночку И. С.

Посылаю тебе заочно мир и мое отеческое благословление.

Не заглядывайтеся на женский пол: от женского пола приходит человек в слабость, которая поядает весь свет и от Бога прочь отвращает; а нам только дано чистоту нести и душу спасти. А вы люди ученые: вам можно знать, кто как себя спасал. Какое житие вел Дмитрий Ростовский и Богу служил! Так Иннокентий Иркутский, который взял благодать в Москве, а спасение имеет в Иркутском. Но и все угодники на земле не в славе были, слава вечная — на Небеси. Возлюбленный мой сын! Воззри на житие Отца своего Искупителя: как я жизнь свою проводил! Како принял нужды в дальней стране! И обратите внимание и сердечные очи на глаголы Истинного своего Отца и посмотрите на понесенные мною скорби и раздробленные мои члены... Сколько пролито моей крови, раздроблены все мои кости! А все сие сотворил для того, чтобы показать чистоту и девство, и утвердить истинный закон, и раззорить лепость и нечистоту.

Так остаюсь Истинный Отец, прошу и молю Небесного своего Отца, дабы похранил жизнь вашу во всяком благополучии до конца.

Засим остаюсь Истинный ваш Отец жив и здоров, а тебе посылаю навеки мой покров от ныне и до века. Аминь».


Опубликовано: Розанов В.В. Апокалипсическая секта (Хлысты и скопцы). СПб,: Типография Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1914.

Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.


На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада