В.В. Розанов
<Православие на Аляске>

На главную

Произведения В.В. Розанова


Вчера мы говорили о горсти русских, остающихся на территории когда-то нашей Аляски и упорно отстаивающих свою народность и веру. Заметим, что положение там русских становится труднее и труднее, и стало особенно тягостно с тех пор, как немного лет назад, вследствие открытия золотоносных россыпей, туда бросились, между прочим, толпы мадьяр, всегда и везде относящихся враждебно к русским. Так, недавно передавался случай, что когда один учитель школы, именно школы Нученской, обучивший местных алеутов русской и славянской грамоте, - отказался сделать языком своего преподавания английский язык, то несмотря на то, что Соединенные Штаты не имеют собственно ни национальной религии, ни национального языка сколько-нибудь для всех обязательного, местные американцы, однако, прямо пригрозили ему сжечь его школу. Подобных угроз не приходилось бы выслушивать хранителям русского языка и народности в когда-то русском крае, если бы здесь был какой-нибудь агент, - политический или хоть торговый, - от нашего правительства. Русских и православных в Аляске до 10 000, - а это не так мало, чтобы мы могли о них забыть.

До последней степени трогательны черты "русского духа" и "стародедовских" заветов, которые любовно охраняют, да еще не только охраняют, а и распространяют - оставшиеся там наши дорогие соотчичи. Как и всегда, зерном охранения становится наша церковь, храм, в нем собственно все, чем даже и политически, не говоря о нравственности, жива всякая русская душа. К счастью, на страже православия в Америке поставлен такой светильник и столп, как преосвященный Николай, епископ алеутский и аляскинский. Под его руководством и одушевляемая его примером, в Америке трудится целая толпа ревностных миссионеров, которые доносят православную проповедь на самые дальние точки края. В последнем нумере издающегося в Нью-Йорке журнала "Православный Американский Вестник" помещены, между прочим, следующие сведения о православии в Кенае, самом далеком северозападном уголке края, образующем небольшой полуостров с десятками тремя тысяч туземцев.

"В форте Кенае, - говорит почтенный журнал, - существует православная церковь, а в кенайском приходе насчитывается семь часовен, которые год от году, благодаря усердию прихожан и заботам старост, становятся благолепнее. В этом случае много добра оказали начала трезвости, укоренившиеся в сознании кенайцев. Уже три года, как забыто пьянство, по воспоминаниям самих кенайцев, вносившее в их жизнь много зла. Материальное положение их стало теперь много лучше. Кенайцы - народ очень религиозный и твердый в православии. Церковные богослужения, совершаемые неопустительно во все воскресные и праздничные дни, а также по средам и субботам, равно как и внебогослужебные собеседования - исправно посещаются прихожанами.

Исполнить священный долг исповеди и причащения все инородцы считают долгом первейшей важности, для чего летом отовсюду и все собираются в своем селении, и отмеченных "по небрежности" в исповедной росписи никогда не бывает. Только некоторые женщины, находящиеся в замужестве за американцами, иногда по нескольку лет лишены возможности быть у исповеди и св. причастия и даже бывать в церкви, так как их мужья не живут в самом Кенае, приезжать же, как они выражаются, для прихоти своих жен, считают для себя совершенно излишним; некоторые из них, впрочем, даже в Кенае, несмотря на данную при браке подписку, запрещают своим женам молиться Богу, ходить в церковь и даже держать дома икону. Бедные женщины принуждены бывают тайком убегать в церковь, и то только по вечерам, к всенощному Богослужению".

Замечательна эта черта ограниченной нетерпимости, встречающаяся часто у протестантов. Нельзя представить себе русского, который мешал бы своей жене, лютеранке или католичке, ходить в церковь.

"При церкви учреждены братство и церковно-приходская школа. Открытое три года тому назад, братство Покрова Пресвятой Богородицы насчитывает теперь в своем составе до 130 членов, и в числе их несколько женщин. Годовые взносы братчиков, живущих по селениям, обыкновенно собирает священник во время летнего объезда прихода. Братство выдает к большим праздникам, по мере надобности, денежные пособия вдовам, сиротам и беднейшим в приходе. Но этим деятельность его не ограничивается. В минувшем году оно содержало на свои средства одного мальчика из с. Сумитны, который был взят для обучения в церковно-приходской одноклассной школе. В этом же году братство, желая ознаменовать столетие православия в Америке, ассигновало из своих сумм 100 фунт, стерл. для пополнения суммы, предназначенной на выписку местных икон для нового кенайского храма. При братстве устроена аптека с самыми необходимыми медикаментами, которая, по сознанию местных жителей, в особенности кенайцев, составляет истинное благо для такого захолустья, как Кенай, где народ в продолжение шести зимних месяцев бывает отрезан льдом от всего остального мира. Ею пользуются бесплатно как члены братства, так и все не принадлежащие к нему.

Школа открыта местным священником А. Ярошевичем в 1893 году, отдельного здания для нее пока нет, - занятия ведутся в доме священника. В 1895 г. посещали школу 14 мальчиков и 8 девочек, и посещали очень исправно, несмотря на жестокие морозы зимою. Особенно усердствовали дети инородцев-кенайцев; некоторым из них ежедневно приходилось проходить в школу и обратно около трех верст. Бывали случаи, что ученики-кенайцы из-за страшного холода падали по дороге, и их приходилось уносить обратно домой. Предметами преподавания служат: Закон Божий с кратким катехизисом и учением о Богослужении, русский язык с церковно-славянским, английский язык, арифметика и церковное пение. Занятия продолжаются с 8 1/2 час. утра до 1 часа дня, с отдыхами. Предметы преподавания распределены между священником и псаломщиком. Для сведения родителей ежемесячно выдаются ученикам особые бланки с обозначением месячных отметок, за подписью священника и приложением церковной печати. В прошлом году, после полугодичных испытаний, на второй день праздника Рождества Христова учащимся была устроена в доме священника елка и розданы подарки. Кроме того, была сделана большая звезда, с которою дети ходили славить Христа. На годичных испытаниях, происходивших 8-го и 10-го апреля текущего года, в присутствии родителей, ответы учеников по всем предметам оказались вполне удовлетворительными.

Кенайцы - народ мирный, спокойный и терпеливый. Замечательно трогательна любовь кенайцев к России и всему русскому. Осенью минувшего года, после прекращения навигации с Кенаем, кто-то из местных американцев пустил молву, будто Англия с Японией объявили войну России. Кенайцы встревожились и гурьбой пришли к местному священнику узнать, правда ли это. Священник стал успокаивать прихожан; но те, находясь все еще в полусомнении и желая видеть победителем возлюбленного по вере Русского Монарха, просили на всякий случай отслужить молебен о ниспослании победы Благоверному Государю Императору Николаю Александровичу. Насколько искренно было это заявление чувств любви к России, можно было убедиться из того, что во время молебна церковь была переполнена молящимися".

Мы уверены, - все наши читатели порадуются с нами этой светлой страничке нашей жизни и истории. И еще раз - да вознаградит Бог и поддержит нелегкий труд наших далеких братьев в Америке, - далеких по пространству, нас от них отделяющему, но близких, крайне близких сердцу всякого русского.


Впервые опубликовано без названия: Свет. СПб., 1896. 24 дек. № 344.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) - русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Храмы Северо-запада России