В.В. Розанов
Православная церковь в 1908 г.

На главную

Произведения В.В. Розанова


Состояние церкви и в текущем году осталось в том же недвижимом состоянии, в каком оно было до сих пор, — и не с чаяниями народа, общества и печати, это та же точка или многоточие. Мы говорим о чаяниях народа: так как умиротворения русского старообрядчества и сектантства, примирения их с нашею церковью можно ожидать только тогда, когда церковь примет и осуществит принцип соборности. Наверху эта соборность должна выразиться в созвании Всероссийского церковного Собора, а внизу в организовании прихода как нравственной и юридической личности. Ни того, ни другого нет. И словам И. Христа: "где два и три соберутся во имя Мое", — словам, указавшим на необходимость единения, совмещения, общности у христиан, — положен предел, увы, самою организациею нашей церковности или, лучше сказать, безорганизованностью ее. Ибо теперешнее чиноначалие или чиновничество в церкви есть вторжение в церковь чуждой ей организации, а не есть развитие организации самою церковью, из ее собственных начал и по ее внутреннему закону и духу, из ее собственных соков.

Среди этого недвижного общего состояния год этот был тяжел для церкви по потере ею выдающихся лиц: разумеем здесь экзарха Грузии высокопреосвященного Никона, погибшего мученическою кончиною на мятежном Кавказе, и последовавшую всего на днях кончину светоча православия — Иоанна Кронштадтского. Потеря эта потому особенно ударила по сердцам, что русские давно смотрят с безнадежностью на организационные силы церкви и, не видя света в ее канцелярских учреждениях, сосредоточили давно всю свою любовь и все свое внимание на единичных праведных личностях, на единичных праведниках и деятелях. Но нельзя не заметить, что организация могла бы могущественно помочь личности; нельзя не сказать, что бедное и тусклое существование недвижного церковного строя мешает появлению и великих личностей на ниве церковной в большем числе, чем сколько мы их видим.

В числе явлений, приятных с нашей церковной точки зрения, следует признать появление в польском населении мариавитов. Замещая собою, хотя пока и не во многих точках, католичество, — они замещают ярко враждебную нашему православию силу силою совершенно мирною. Поляк-мариавит — не враг русскому народу, русской церкви, русскому государству. Русские это чувствуют, и от этого из России несутся и будут нестись мариавитам благословения и добрые пожелания. Это явление, очевидно, будет крепнуть и шириться.


Впервые опубликовано: Новое Время. 1909. 1 янв. № 11784.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада