В.В. Розанов
<Прибалтика>

На главную

Произведения В.В. Розанова


Есть прекрасный рассказ — легенда о том, как Кир персидский, уже сделавшись владыкой всей передней Азии, просил «союза» у малоазийских греков. Они отвергли гордо его предложение; тогда, будто бы, он предложил им на обсуждение следующую басню: «Однажды рыбак долго сидел у берега и все насвистывал на дудочке, приманивая таким образом рыбу на пляску. Но рыба не пошла к нему. Тогда рыбак взял невод и поймал всю рыбу. А как вытащил невод на сушу и рыбы стали метаться, он сказал им: ну, зачем вы теперь-то пляшете, когда прежде не хотели поплясать под мою дудку?». Грекам показалась невразумительною и эта басня, и они поняли ее смысл тогда только, когда Кир, победив более опасных врагов своих, пришел и без сопротивления почти занял маленькие греческие колонии.

По-видимому, легенде этой придется повториться в нашей истории, именно — в истории отношений наших к «окраинам».

Откройте карту России: самая частая сеть железнодорожных линий — в Привислинском крае, самое мелкое подразделение на губернии, т.е. администрация самая обильная, всего деятельнее работающая для населения, всего дороже оплачиваемая — там же, наиболее частое, густое расположение гимназий и прогимназий — по западной границе России, в губерниях Прибалтийских, бывших литовских и польских, и, наконец, на Кавказе. Университеты Гельсингфорсский, Петербургский, Юрьевский (бывший Дерптский), Варшавский, Киевский — все расположены на одной западной линии государства, в местах распространения инородческого и иноверного населения; тогда как для всей коренной России их существует только три: в Москве, Казани и Харькове. Мы уже не говорим о таким вещах, как режущее странностью глаза автономное управление Финляндии, как долгое время действовавший в Северо-Западном крае «Литовский статут», заменявший русские законы и феодально-дворянский строй, долго царивший в трех прибалтийских губерниях. Дело дошло, наконец, до того, что немного лет назад в Бахчисарае городская дума, больше чем наполовину состоявшая из мусульман, постановила отменить в этом русском городе празднование православных праздников и заменить их празднованием мусульманских праздников.

Но — «рыбак напрасно играл на дудочке».

В Юрьеве (бывшем Дерпте) — нам сообщает только что появившаяся корреспонденция в «Московских Ведомостях» — дело дошло до того, что местные жители не дают русским профессорам квартир под постой, а которые, жалостливо снисходя к бездомному их существованию, пускают их к себе -то берут с них двойную цену против коренных местных жителей. Известна притязательность финляндцев в отношении к России и наглость в отношении к русским, заезжающим в их край. Под самым Петербургом почти они отказываются с русским говорить по-русски, хотя знают наш язык. То же повторяется в привислинских губерниях.

Не пора ли, не давно ли пора рыбаку — «закинуть невод»?


Впервые опубликовано: Свет. СПб., 1896. 27 окт. № 287. Без подписи и заглавия.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) - русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада