В.В. Розанов
Пробел в законодательстве о семье

На главную

Произведения В.В. Розанова


Легенды вырастают там, где нет определенной и твердой почвы. И еще они растут там, где есть ожидания, пожелания, и есть для них отпор. Выдача крестьянкам отдельных видов на жительство местными административными властями помимо согласия их мужей, опирающаяся на известное разъяснение Сената, встретило при самом же своем начале резкую недоброжелательную критику в "Моск. Вед.", которые усмотрели в таком ограничении прав мужа посягание на авторитет и ценность семейного старинного уклада. К резкой критике данной меры присоединяется довольно естественное удивление, почему крестьянки пользуются привилегиею, недостаток которой отражается слезами и иногда кровью в других сословиях.

Редкий день газетная хроника не зарегистрировает случаев бесчеловечия в семье. Но в то же время как права родителей, в случаях жестокого их обращения с детьми, ограничиваются или даже вовсе кассируются законом и администрацией, и никто не видит в этом посягательств на "святость семьи", права мужа не ограничиваются ни по каким причинам и никакою мерою жестокости в обращении с женою, грубости, а также беспутства, лени и праздношатайства, и он не выходит из законодательной нормы семьи. Удивительно, почему лишить родителей права на детей не значит потрясти авторитет родительской власти; а лишить мужа, иногда почти безумного, нравственно больного, прав на разумную и нравственную женщину — значит потрясти авторитет мужниной власти. Казалось бы, авторитет родителей никак не ниже авторитета мужа. Но тут явная беззащитность детей, и, наконец, представление о их невинности пробудило сострадание общества и закона, которое устранило колебания.

Нужно ли однако припоминать знаменитые литературные произведения и, наконец, всем известную будничную практику, что жена в руках мужа, если им случится быть человеку хитрому, жестокому и ненавидящему жену, бывает еще печальнее и беззащитнее положения ребенка. Случаев детоубийства почти нет, а женоубийства — часты. Неужели неизвестны никому случаи, что муж, влюбляясь в другую женщину и желая на ней жениться, отделывается от жены, изводит ее, и что побои и истязания есть только замаскированная форма убийства. И неужели мы будем защищать это хроническое и медленное женоубийство, как охранение авторитета мужа?

Между тем закон, давший привилегию крестьянкам — пожаловаться и получить отдельный вид на жительство, и обошедший другие сословия, и именно городские, наиболее грубые, жестокие, корыстные, нервно-расшатанные, тем самым молчаливо допускает таковые отношения к женщине. Ребенок никогда не может стоять поперек родительского счастья. Убить или извести его никогда не может быть расчета. Между тем жена, стоящая поперек проектированного "счастья" изверга-мужа, есть крайне возможное явление, есть явление действительное. И кто же защитит ее, когда родителей нет, когда они далеко, когда жена запугана до парализованности? Кто не знает случаев, правда, редких, многолетнего одиночного заключения жен мужьями в комнату на запор без права выезда и выхода? Все это на глазах у всех, на памяти у всех. И вполне удивительно, что закон как будто не предвидит этих коллизий и судит все post hoc, а не ante hoc [после этого, а не раньше этого (лат.)].

Вот почему добрая мера относительно крестьянок-жен должна бы из привилегии превратиться в общий закон, имеющий равно под своим покровительством все сословия. Тогда гипотеза перешла бы в факт и около него не нарастало бы легенд. Взгляд государства ясно бы выразился, что жена дается мужу для любви и уважения, а муж есть покровитель ее, защитник. И что раз это эта норма с которой-нибудь стороны нарушается самими супругами, между ними появляется государство, и судят, собственно, не супругов, ибо какое же тут остается супружество, а соквартирантов. Можно быть уверенным, что это вмешательство государства заставляло бы очнуться наших распущенных мужей и жен и сознать, что семья есть святая территория, имеющая определенные границы.


Впервые опубликовано: Новое Время. 1902. 24 марта № 9358.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада