В.В. Розанов
Речь министра народного просвещения

На главную

Произведения В.В. Розанова


Речь министра народного просвещения к директорам средних учебных заведений является одним из тех мерных, чрез известные промежутки времени повторяющихся, ударов благовеста, какие призывают горожан к бодрствованию и молитве, а учебное ведомство последние годы призывается периодически к подъему всех сил своих на удовлетворение тех больших, ответственных и справедливых требований, какие к нему предъявляются отечеством, обществом и частными людьми. Г. министр в своей речи упоминает эти настойчивые требования общества, упоминает критику учебного ведомства, идущую со стороны печати и общества, и не относится к ним с тою враждебностью и высокомерием, для каких в не столь давние годы было очень много и очень резких, жестких прецедентов. Очевидно, и в это ведомство, как во многие уже другие, проникло сознание или самосознание, что уделы Руси, в своем роде представляемые нашими министерствами, не суть сатрапии, управляемые безмолвно, бесконтрольно, безапелляционно их главами. И в самом деле, министры временно выходят на чреду свою, а общество постоянно остается на своем месте. И уже эта устойчивость постоянного зрителя, остающегося всегда на своей лавке, не может не действовать на душу и нервы "дающих представление" людей, хотя бы они и были уверены, что предаются "чистому искусству" администрации и что до низменной критики "народа" или публики им нет дела. Связность людей сильнее, чем они даже хотели бы. И когда отвлеченно не признается "права судить", это право возникает практически и мало-помалу вследствие неуловимых и почти не выраженных симпатий, какие закрадываются, растут и укрепляются между людьми, во власти сущими, и людьми безвластными, но с сердцем и некоторою долею ума. Министерство народного просвещения в этом отношении дает пример чуткости всем другим нашим ведомствам. Из самого гордого и не допускавшего никакой критики себя, каковым оно было в "классическую пору" Толстого, Каткова и Леонтьева, т.е. еще на наших глазах, оно сделалось или делается самым впечатлительным, хочет быть самым гуманным и не только допускает критику себя, но и признает ее основательность во многом, а наконец, и выражает готовность соображаться с этою критикою. В сущности, противоположное этому зрелище гордости и замкнутости, длившееся, однако, почти полных тридцать лет, теперь представляется чем-то почти чудовищным. Прежде министерство просвещения смотрело на учеников учебных заведений, т.е. на детей сотен тысяч русских семей, как на какую-то "благоприобретенную" через приемный экзамен вещь, которою оно вправе распорядиться, почти как Плюшкин, своим несчастным имуществом. Теперь это чувство "собственности" над учениками значительно потеряно министерством, и в периодических речах, какие министры обращают столько же к разным чинам министерства, сколько, косвенно, обращают их и ко всему обществу русскому, они, в сущности, выражают свои преднамерения, дают некоторый отчет хоть, положим, родителям этих учеников или, наконец, высказывают оправдание, ссылаясь на невозможность исполнить то-то и то-то вследствие, положим, недостаточности отпускаемого министерству ассигнования. Речь нового министра народного просвещения в этом отношении производит крайне отрадное впечатление готовностью его работать на пользу отчизны не отвлеченно, а в жизненной атмосфере, так сказать, взаимно связанных дыханий, где чиновники черпают всю свою силу и одушевление из земли, от стоящих на земле людей, хотя и не принимающих участия в этой работе, но, однако, далеко к ней не безучастных и даже далеко в ней не бесправных. С своей стороны общество, в лице главным образом родителей учеников, должно напрячь все усилия, чтобы помочь этим чиновникам совершить плодотворно их работу; все, что может семья сделать сама по воспитанию и обучению детей, она обязана прибавить к нелегкому труду учителей, которых до сих пор слишком много порицали и, однако, слишком мало им помогали, да и во внутреннее их положение, как справедливо заметил министр, мало вникали.


Впервые опубликовано: Новое Время. 1904. 23 сент. № 10260.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада