В.В. Розанов
Сборник памяти Анны Павловны Философовой

На главную

Произведения В.В. Розанова


Том первый. А.В. Тырнова: «А.П. Философова и ее время». Стр. 488. С 23 рисунками и портретами. — Том второй. Статьи и материалы (воспоминания, письма и описания). Стр. 181. Петроград, 1915 г.

Со всем великолепием, к какому у нас способны были только декаденты, начавшие новую эру в книгоиздавании, в книгоукрашении, сам декадент и ныне демократ Д.В. Философов издал в двух огромных томах памятник-мавзолей своей матери Анны Павловны Философовой, урожденной Дягилевой. Обертка книги, два портрета на обложке каждого тома, бумага, шрифт, многочисленные портреты в книге, текст, документы — все манит глаз и ласкает вкус. Анна Павловна «удалась» и «счастлива» после смерти, как и была при жизни. Заслужено ли это? Вполне. Мне случилось знать покойную несколько лет, в старости. И, оставляя ее небольшую, почему-то не очень светлую (обильные шторы?) гостиную, я выходил, неизменно думая: «Какая чистая женщина! В 68 лет она невиннее и сыновей, и дочерей, и многочисленных внуков и внучек».

Суть ее заключалась в беспредельном даре наивности (это дар богов!) и вытекшем отсюда чрезвычайном чистосердечии и непосредственности отношения к событиям и к лицам, с которыми ее сталкивала судьба, в водоворот которых ее вовлекала судьба. Сочетать «обожание» к Александру II и восторг к стихам Некрасова, коего «Рыцаря на час» она не могла читать без слез, — это, конечно, «дар богов» и, конечно, это наивность. Она не то чтобы не заметила, а прошла мимо «музы мести и печали» и, с другой стороны, хорошо видела «поворот назад» в реформах 60-х годов, но ради «обожаемого монарха» опустила скромно глаза книзу на целые годы, вздыхая, молча, но не жалуясь, не негодуя, не браня... Вот эта деликатность радикалки и привязывала к ней...

Ну, ведь она была помещица и дворянка...

Книга, в которую вложено много коллективной работы сверстниц, сотрудниц и потомок, — внимательно и обдуманно дает целый «ковер узора» 40-х, 50-х, 60-х... и до девятисотых годов, перенося внимание читателя из псковской усадьбы покойной, Богдановское, в Петербург, за границу, в круги высокоадминистративные, в круги ученые, литературные, вплоть до «курилки» студенческой, куда двери не отворяются. Через это книга получает не биографическое, невольно суживающееся, а историческое, столь же невольно расширяющееся. И через это долговечность. Старики будут читать ее, как «хронику наших дней», а более свежие и, наконец, юные поколения, как зрелище того, «против чего мы спорили». Тем и другим будет интересно.

Вздохнем около этой счастливой биографии о биографиях, что называется разбитых. Мне невольно вспоминается Мария Владимировна Безобразова, со столь счастливым детством, со столь до безобразия обломанной, несчастной судьбой. Вот уж приходит на ум изречение Спасителя: «Кому дано много — еще прибавится, а кому дано мало — и то отнимется». Не понимаем и рыдаем...

Книга об А.П. Философовой напоминает одну истину: что история — великая примирительница и смягчительница. Вот она, наша «общественница», вечно спешила вперед, торопилась и торопила. И этим «завтра» в душе своей как бы затаптывала и гасила «вчера», т.е. как бы заострялась против истории в смысле «почитания предков». Но вдруг что-нибудь, какой-нибудь переворот или «новое веяние в истории» заставило бы нас забыть вовсе шестидесятые годы и, увы, самое ее и всех ее сверстников и сотоварищей. Как затрепетала бы она и они, как захватило бы сердце это волнение: «Мы хотим, чтобы нас помнили... Помнили, знали, любили». И добрым сердцем мы хотим, чтобы их, в самом деле, и помнили, и любили. Но не лежит ли в этом основания к требованию, чтобы и никакое время, и никакие люди не были вообще забыты, ни те, о которых, между прочим, сказал Грибоедов: «Это глупо и отстало», ни те, о которых еще могущественнее изрек Гоголь: «Это — мертвые души». Нет «мертвых душ» для истории: она все родила и всех родила и все обвевает материнским сердцем. У нее все живы: хотя сами-то дети ее и ссорятся между собою, и разбегаются по разным дорожкам. Но видит старая бабушка всех, и которые близко, и которые далеко, и которые вправо, и которые влево...


Впервые опубликовано: Новое время. 1915. 13 сент. № 14192.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада