В.В. Розанов
Школы министерства финансов

На главную

Произведения В.В. Розанова



Своевременно мы высказались в пользу передачи в министерство народного просвещения обширной учебной организации, возникшей в министерстве финансов за время управления им С.Ю. Витте. Последнему не может не быть воздана благодарность за основание этих школ, за инициативу, проявленную здесь. Но раз уже школы возникли, нет никакой необходимости, чтобы и дальнейшее руководство ими находилось в ведении финансового ведомства, которое через это только отвлекалось бы от прямых своих задач в сторону несколько для него побочную — забот о народном просвещении. Некоторые из петербургских газет пытаются отстоять оставление многочисленных коммерческих училищ и трех политехникумов в ведении министерства финансов, которое их открыло; но аргументация их в пользу этого так слаба, что, пожалуй, составляет лучшую защиту высказанного нами взгляда. Ведомство Императрицы Марии и Св. Синод, говорят эти газеты, а также министерство государственных имуществ имеют же свои специальные школы, которых никто не предлагает передать в министерство народного просвещения; разделение забот о просвещении между разными ведомствами составляет не новое, а старое явление в русской жизни, которому только последовало министерство финансов. Прежде всего по крайней мере два из названных ведомств, Св. Синода и Императрицы Марии, просветительны по самому предмету своего ведения, чего ни в каком случае нельзя повторить о министерстве финансов. Церковь всегда учила народ, в нравственно-религиозном просвещении населения лежит не какая-нибудь побочная, а прямая и непосредственная задача, долг церкви: как же можно сравнивать ее право и обязанность учить с правом и обязанностью к этому министерства финансов, о котором до 1896 года вообще никто не подозревал, чтобы школьное дело входило в круг его опытности и компетентности? Равно женские институты, возникшие и остающиеся в попечении ведомства императрицы Марии, возникли тогда, когда в России не было вовсе никакого школьного женского образования: таким образом, это не только есть ведомство, которому образование и воспитание не побочно и не второстепенно, но оно для этих целей именно и возникло.

Мы заговорили о передаче школ финансового ведомства в министерство народного просвещения не в интересах вовсе «централизации учебного дела», а потому именно, что школьное дело есть побочное и второстепенное для министерства финансов, и, находясь в нем, школы столь продолжительного курса и законченного образования будут непременно подавлены в собственно педагогической стороне своей, чуждой для финансового ведомства, — подавлены ради преобладания таких сторон, которые особенно нужны министерству финансов. Нельзя ожидать ничего, кроме односторонности, если мальчик от 10 до 18 лет и более (если принять во внимание политехникумы) будет во всех способностях души своей находиться исключительно под давлением точек зрения и интересов, представителем которых служит министерство финансов. Никак нельзя предположить, чтобы чины министерства финансов когда-нибудь особенно одушевились педагогическими идеалами или даже особенно внимательно вникли в их особое существо, а школа без педагогики была бы странным типом школ. Задача воспитания, именно как таковая, несомненно входит в круг идеалов и понятий как старопочтенного ведомства императрицы Марии, так и Святейшего Синода: но нимало она не входит в круг понятий и идеалов ведомства денежного обращения в стране. Основать учебные заведения министерство финансов могло: основание их, собственно строительная работа, воздвижение дела — отчего же всему этому и не быть подручным для денежного хозяйства и для хозяина денег страны; но совершенно ничему бы не соответствовало остаться и долее, на десятилетия или века, основанным школам в руководстве, управлении и направлении министерства финансов.

Что касается сравнения с министерством государственных имуществ, то самая сфера его деятельности все же значительно спокойнее и в этом отношении педагогичнее, чем зыбкий и тревожный мир финансов, да и школ в этом ведомстве неизмеримо меньше, и они имеют действительно специальный характер (горный институт, лесные школы), тогда как школы министерства финансов очень быстро выросли во вторую параллель со школами министерства народного просвещения, имея, как и оне, характер почти общеобразовательный, закругленный и завершенный, а не характер дополнительного практического обучения.

Нельзя не обратить еще внимания на следующее. В то время как политехникумы министерства финансов возводились с поразительною быстротою и роскошно обставлялись, университеты и вообще учебные заведения министерства народного просвещения оставались в исторической своей скудости относительно материальных средств. Теснота аудиторий, бедность физических и других кабинетов, отсутствие места для вновь поступающих книг в библиотеках — все это вечные раны университетов, о которых много было пролито слез, и слезы эти остались без удовлетворения, без ответа. Министерство финансов слишком увлеклось своими школами, едва ли имея соответствующее педагогическое призвание, и, по естественному чувству специализации, роскошно обставляя свои новые школы, может быть, было глухо, или недостаточно прислушивалось к требованиям старых школ главного нашего учебного ведомства. Россия от этого была, без сомнения, в проигрыше. Интерес России заключается не в централизации, не в децентрализации учебного дела, а в том, чтобы везде на ее пространстве школ было много до обилия, чтобы оне были разнообразны до всесторонности, а главное, чтобы во всех их были люди с призванием и талантом не вообще к чему-нибудь, а с призванием и талантом специально к воспитанию детей. Вот эта-то важная универсальная задача и парализуется, когда ведомство, держащее в своих руках ассигнование, пытается принять на себя новую в истории роль просвещения страны и, так сказать, поехать на паре дышлом, когда у соседа нет и одной клячи.


Впервые опубликовано: Новое время. 1903. 8 сентября. № 9882.

Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.


На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада