В.В. Розанов
Сочинения Юрия Феодоровича Самарина. Том четвертый

На главную

Произведения В.В. Розанова



Москва, 1911. Стр. LVI + 558

Сочинения Ю.Ф. Самарина издаются с тою роскошью и дешевизною, как это присуще и возможно только для фамильных и «памятных» изданий. Издание едва ли найдет толпу шумных читателей, но оно будет необходимостью во всякой серьезной библиотеке, для всякого государственного человека, для тех многочисленных и государственных и общественных деятелей, которые отдают жизнь и силы крестьянскому делу. Четвертый том посвящен именно последнему. Содержание его не литературное, а государственно-устроительное. В нем помещены «Труды по составлению проекта положения о крестьянах в редакционных комиссиях», обнимающие время с 3 июня 1859 г. по 10 октября 1860 г.; и немногие статьи, написанные Юр. Фед. в аксаковском «Дне», в связи с тем же вопросом. Книге предпослано обширное предисловие Ю.Ф. Самарина, которому принадлежит и самое издание, и его редакция. Ю.Ф. Самарин принадлежит к высшему типу наших государственников, тех государственников, не прислушавшись к голосу которых и не послушав совета их, пришлось чрез полвека отступать перед кричащей толпой и перед людьми, враждебными уже самому государству, самому, наконец, порядку и всякой правильной гражданственности. К худу или к добру, но все вообще славянофилы, не исключая и Самарина, были люди, так сказать, «комнатного характера». Между тем некоторая доля истории делается «на свежем воздухе», и чем дальше, тем больше. От этого своего характера славянофилы не получили шумного признания и даже никогда не были очень распространены и общеизвестны. Но — каждому свое. И вольное, и невольное уединение и непризнанность сохранили за ними то целомудрие пера и ту чистоту и прямоту духа, мысли, всех суждений, которых остается в печати все меньше й меньше, и плоды этого духа, их сочинения, потеряв в распространенности, приобрели в вечности. Так, IV том «Соч. Ю.Ф. Самарина» читается и сейчас с интересом. Читатель, даже не специалист, уходит в крестьянский мир, не только в одно его хозяйство, а и в его дух. «Мы — ваши, а земля — наша» — эта аксиома крестьянского мировоззрения режет и сейчас ухо и давит недоумением ум, как и тогда, 50 лет назад. «Нам воли не надо («мы — ваши»), и крепость нас не тяготит: а тяжело, когда есть нечего, когда хлеба мало». Освобождение крестьян, как известно, основывалось совершенно на противоположном: им давалась свобода, зато часть прежде владеемой (фактически) земли — отходила к помещику. Оказалось, что крестьяне были в полном от этого недоумении и не верили даже, что это было «Царево решение». «За землю» они ничего не хотели работать помещикам и ничего же и платить им: считая землю извечно своею. Но соглашались, взамен всей земли, остаться «барскими», «в неволе». Споры, на этой почве, Юр. Ф. со своим братом Дим. Федор., который в качестве мирового посредника проводил «на земле» реформу (в Самарской губ.), в высшей степени любопытны. Но мы не можем входить в подробности, отсылая читателей к самой книге.


Впервые опубликовано: Новое время. 1911. 30 сентября. № 12770.

Василий Васильевич Розанов (1856—1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.


На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада