В.В. Розанов
«Солдат» или «воин»?

На главную

Произведения В.В. Розанова


Среди множества получаемых писем на тему войны я получил от одного раненого офицера, лежащего в лазарете, письмо-рассуждение, которое мне показалось чрезвычайно верным по мысли. Больной, только-только из боя, он, естественно, полон боевого пыла и спрашивает пылко и негодующе, для чего сохраняется в применении к «нижнему чину» немецкое (по его мнению), или французское, или космополитическое наименование «солдат», -когда есть превосходное и старинное русское наименование «воин» как единица, элемент и живое лицо собирательного «воинство»? И я спрошу — «зачем»? Действительно — не нужно, действительно — рутина от тех времен, когда солдаты XVIII века носили косы и пудру на волосах. Наконец, унизительное всегда, — это чужестранное наименование основной фигуры Русского Царства и русского народа, — жгуче-оскорбительно сейчас, когда его грудь выставлена вперед и принимает на себя удары немцев и неметчины. Автор письма справедливо мотивирует замену имени «солдат» именем «воин» тем Высочайшим распоряжением, по которому двухсотлетнему «Петербургу» повелено впредь именоваться «Петроградом». Он напоминает также о древнемосковском имени «пушкарь», которое народнее, понятнее и вразумительнее названия «артиллерист».

Все это очень разумно и основательно. Уважим солдата именем «воин». Кстати, — один из любимейших народных святых — «Иван-Воин», скорый помощник в болезнях. Помню, студентом, сказ старухи-прислуги: «Барин, вы захворали — отслужите молебен Ивану-Воину». Я так удивился: раньше не знал его. Теперь же в большой церкви на Вознесенском проспекте еженедельно читается (и всегда читался) акафист Ивану-Воину. Образ его — юный, прекрасный. Может быть, кто-нибудь услышит и поможет онародить в имени и «армию», и «солдата», превратив их в «воина» и «воинство»,

Вместе с «войною» (вместо «кампании») это образует круг созвучных слов одного корня, — семейство слов.

Притом со словом «солдат» связаны такие неприятные производные, как «солдатчина». Все эти слова отдают запахом чего-то крепостного, подневольного, формального. Переименования, о каких мы говорим, следовало бы сделать при самом введении всеобщей воинской повинности, когда «воинство» слилось с «гражданством» и есть его цвет, есть его вооруженное лицо.


Впервые опубликовано: Новое Время. 1915. 5 мая. № 14062.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада