В.В. Розанов
Страховка пассажирского багажа

На главную

Произведения В.В. Розанова


Нам казалось бы, что для министерства путей сообщения было бы вполне выгодно развить как можно шире и всячески облегчить страхование пассажирского багажа. До сих пор по правилам уплачивалось, в случае пропажи или порчи два рубля за фунт багажа (II класса); по вновь вводимым правилам багаж можно будет страховать в сумму четырех рублей каждый фунт (при том же билете II класса). Но если предположить, что багаж состоит только из белья, то и в таком случае фунт его будет стоить дороже четырех рублей; если везется платье, мужское или дамское, то фунт его будет стоить не менее 25 р. Мы взяли самый обыкновенный багаж, нисколько не дорогой, а чаще всего наполняющий корзины и чемоданы едущих пассажиров. Но если пассажир везет ценную рукопись или золотые или серебряные вещи, то фунт его может быть оценен сотнею или сотнями рублей. Спрашивается, какая есть причина министерству путей сообщения не принять такой багаж на страхование в сумме действительной стоимости, положим нескольких даже тысячью, а не каких-то проблематическеских и ничего не выражающих четырех рублей? Никакой. Пропажа багажа, сданного дороге, есть вещь совершенно невероятная и невозможная при сколько-нибудь внимательной бдительности, ибо беречь его приходится 5 — 10-20 часов и редко более суток. Сделать так, чтобы в течении суток принятый на страх чемодан не был вскрыт и ограблен, до такой степени просто, легко и дешево, что для министерства может быть только выгодно, если все пассажиры и притом как можно выше начнут застраховывать свой багаж, конечно, прибавляя крошечные страховочные суммы к стоимости провоза багажа. Известно, что пассажирские поезда не приносят дохода, а иногда приносят даже убыток дороге и казне: так дорого стоит снаряжение поезда и служба при нем. Страхование багажа, повысив выручку каждого поезда, хоть несколько удовлетворило бы законное желание дороги получить с едущих, по крайней мере, то, чего стоит их провоз. Теперь многие везут багаж в руках для безопасности, чтобы иметь всегда перед глазами вещи, особенно ценные. Загромождение пассажирских вагонов багажом отчасти имеет в этом свое основание. Если бы страховка была легка, удобна и дешева, — багаж больше бы сдавался и дорога выручала бы больше не только по страховке, но и по весу перевозимого багажа. Все багажные служащие могли бы составить за круговою порукою багажную артель. И как при конторах и банках артельщикам вручаются прямо в руки сотни тысяч, без всякой опасности, так и дорога могла бы совершенно твердо и без риска пропажи работать с помощью такой багажной артели. Достаточно для этого теперешних рабочих и сторожей связать в правильную, в организованную артель.

Страховое общество, принимая на станциях железных дорог страхование жизни едущих пассажиров, не чешет у себя затылка с беспокойством: «Очень вы дорого страхуетесь, как бы мне не обанкрутиться», ибо один случай уплаты премии в случае несчастия с пассажиром покрывается десятками и сотнями тысяч страховых сумм, оставшихся у общества от благополучно проехавших пассажиров. Равным образом, чем выше будет багаж застрахован у дороги, тем она больше получит, а уплачивать ей придется или крайне редко, а при малейшей осторожности — и вовсе никогда, кроме случаев крушения поездов. Повторяем, сохранение здесь до того легко и удобно и оно так кратко, что это есть самая соблазнительная форма принять страховку.

Нам кажется, багажная артель могла бы принять на себя не только это, но и операцию доставки багажа на дом. Достаточно для этого на багаж приклеить билетик с адресом улицы, дома, квартиры и фамилией получателя, куда он должен быть доставлен, или передать свой адрес с пропискою нумера багажной квитанции главному кондуктору поезда, при осмотре пассажирских билетов. Если богатые и средней величины магазины принимают на себя бесплатную доставку купленных вещей на дом, то в Петербурге, Москве и вообще на больших станциях багажная артель могла бы перевозить вещи на дом на ломовых извозчиках, получая с пассажиров столько, сколько он заплатил бы за провоз, положим, одного сундука, наняв для него отдельную лошадь, сама уплачивая за это ломовику в три раза менее, ибо он повезет не один, а пять сундуков в один район города. Между тем пассажир был бы избавлен от самой неприятной процедуры своей поездки — выправки багажа и найма ломовой лошади. Сколько есть пассажиров спешащих, сколько бывает причин их действительной и необходимой поспешности, сколько бывает случаев нужды поехать прямо с вокзала куда-нибудь, не путаясь с багажом! И в этом случае дорога могла бы кое-что заработать для себя, доставив пассажирам новое удобство.


Впервые опубликовано: Новое время. 1902. 15 авг. № 9499.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада