В.В. Розанов
Т. Карлейль. Речь, произнесенная при вступлении в должность лорда ректора Эдинбургского университета

На главную

Произведения В.В. Розанова


Перевод с англ. Н. Горбова. Москва. 1902 г.

Брошюра заслуживает быть отмеченною, как и все, соединенное с именем Карлейля, ума капризного и гениального, бурного и меланхолического, который не снискал у нас распространения как Шопенгауэр и Ницше, но, несомненно, имеет тесный кружок своих горячих почитателей. При английских университетах есть прекрасное учреждение — «почетное ректорство», обыкновенно даваемое, по избранию студентов, выдающемуся писателю, мыслителю или ученому, иногда политическому или общественному деятелю, на три года. Ректорство это не возлагает никаких обязанностей и есть почетное право с необходимостью сказать студентам руководящую речь, являющуюся отчасти и своим profession de foi [Символ веры (фр.)]. В Эдинбургском университет должность почетного ректора была учреждена в 1858 г., и студенты преемственно избрали Бругама, Гладстона (сплошь два трехлетия) и третьим — Карлейля. Не нужно объяснять, сколько возбудительного и воспитательного может заключаться для молодых людей в слове, обращенном лично к ним первым или одним из первых умов их страны. В лежащей перед нами речи особенно замечательны страницы, посвященные очерку духа и истории римлян, и духу и истории Англии времен пуритан и Кромвеля — любимейшего Карлейлем эпизода его отечественной истории. Заметим, что сам Карлейль представляет в себе какой-то хаос древних и новых понятий; римская virtus [мужество (лат.)] и решительное почтение к Юпитеру Optimo Maximo, «суровому Владыке Вселенной», мешается у него с Библией, пророками и евреями; Оливер Кромвель — с древними консулами. В соломоновом храме был «двор язычников», куда язычники могли приходить и со своей стороны и от своего имени приносить жертвы... конечно, Иегове пророков и Израиля. Вот на этом-то дворе, странной соединительной точке Израиля и язычества, святого и заблуждающегося, можно было бы встретить Карлейля, если допустить фантазию перенесения его за 2000 лет назад. Между римлянами, греками и евреями этот шотландец XIX века был бы, может быть, более «свой», чем среди слабонервных и искусственных сородичей и современников, которых он так — явно не уважал и так капризно мучил своими писаниями и идеями.


Впервые опубликовано: Новое Время. Иллюстрированное приложение. 1902. 25 сент. № 9540. С. 9.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада