В.В. Розанов
Теснота в средних учебных заведениях

На главную

Произведения В.В. Розанова


Есть вопросы очень трудные, сложные и мудреные, на нерешенность которых от этого и не приходится роптать. Но есть другие вопросы, до такой степени элементарные, что ожидалось бы видеть их разрешенными в тот самый час, когда они возникли, а между тем проходят года, даже десятки лет, а элементарный вопрос все ждет очередного внимания к себе, как пассажир перед кассою, которую забыл открыть кассир.

Сообщения из Липецка о том, что 17 учениц, переведенных уже из приготовительного класса в первый по экзамену в мае месяце, и которые по распоряжению начальства приобрели за лето учебники для предстоящего курса первого класса, явившись в августе в этот первый класс были отправлены обратно домой за неимением в них вакансий, поражает воображение читателя и гражданина. Куда же родителям девать этих 17 дочерей? И неужели судьба вполне приготовленного ребенка может разыгрываться почти как в лотерее, в которой все сомнительно и нет ничего достоверного? Мы так давно слышим о наших финансовых успехах, до того привыкли верить в неистощимость естественных богатств России, наконец, нам столько твердят, что окончившие курс в гимназиях и университете молодые люди не находят приложение труду своему за «перепроизводством интеллигенции», — что отказ в учителе для 17 девятилетних девочек в Липецке является неожиданным и поразительным. Во-первых, начальство прогимназии знает приблизительно годовой прирост у себя учеников; оно должно было с весны обратиться к начальству учебного округа о том, как поступить с горестным (?!) наплывом желающих учиться; и, наконец, учебный округ мог даже по телефону распорядиться, чтобы из специальных средств прогимназии или из сумм, экстренно отпущенной округом, было нанято для 17 учениц, т.е. параллельного отделения первого класса, хотя частное помещение, т.е. всего одна комната в частном доме. Наконец, для этого параллельного отделения могли бы быть назначены временно часы от 2 до 7 вечера, так как в первом классе уроки оканчиваются рано. Все эти экстренные меры, это временное стеснение могло быть сделано на срок одного месяца, в течение которого и устройство помещения, и новое распределение уроков могло бы быть установлено более фундаментально. Но вообще говоря, отказ готовому ученику в помещении в гимназии представляется странным курьезом в век Сибирской железной дороги, беспроволочного телеграфа и «обязательного обучения»...

Кстати, о последнем. Как же это родители «поголовно обяжутся обучать детей», когда для этих детей нет «обязательно готового места», и не только нет, но и не предвидится. И нет самого беспокойства, самой тревоги о том, что в учебных заведениях не могут поместиться все пришедшие учиться. «Обязательное обучение» проектируется для села, для деревни; но чем несчастнее городские дети, что при всем рвении к учению, им не достает просто места в школе, где сесть. Нам кажется, раньше, чем принуждать учиться, нужно приготовиться к тому, чтобы иметь возможность учить хоть тех, кто желает этого. В том же Липецке для больных и частью для приезжающих развлекаться с 8 часов утра гремит музыка, проложены чудесные дорожки и разведены роскошные цветники, а сама большая и небольшая публика щеголяет умопомрачительными нарядами, и в это же время на заднем крыльце того же «культурного уголка» России разыгрывается такая сцена, как рев 17-ти 9-летних девочек, которые уже проучились год в учебном заведении, а через год полных успехов им «показали дверь» по той простой причине, что сидеть в классе тесно.


Впервые опубликовано: Новое время. 1902. 14 сент. № 9529.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада