| ||
Вопросы социальной жизни должны быть расчленяемы с той же аккуратностью и мелочностью, как это делается при анатомировании органических тел; и тогда только наука об общественном организме может получить характер той точности, ясности и убедительности, какие достигнуты в естествознании. Имея это в виду, я позволю себе вставить одно недоумение в тревожный вопрос о так называемом "вырождении" Франции. Тревога эта периодически высказывается. Зола в своем романе "Fecondite" ["Плодовитость" (фр.)] пытался хоть литературно повлиять на читающих французов в смысле возбуждения обратной тенденции. Но, конечно, художественные и поэтические влияния бессильны там, где замешаны такие жесткие и неуступчивые вещи, как "свой эгоизм", как экономический интерес, наконец, как скрытые физиологические течения или тенденции. Размножение... Посмотрите, как фатально, неудержимо, неотразимо оно идет в странах со слабым народонаселением, в начальные фазисы истории; затем замедляется и падает, как только густота населения данной территории близка к пределу насыщения. Есть какой-то автоматически действующий закон в этом, какой-то скрытый регулятор. По-видимому, "французские явления", как и всемирный факт "распущенности нравов" или "разврата", в общем уменьшающие деторождение, суть только отдельные рычаги, колесики, клапаны огромного механизма, в одних случаях задерживающего размножение и в других случаях увеличивающего его, смотря по исторической и географической надобности. Факт такого уменьшения во Франции не есть индивидуально-биологический, а географически-биологический. "Атмосфера наполнена электричеством", и электричество больше не рождается там, где без такого насыщения оно рождалось. Наши отчетливые мысли суть часто продукт бессознательных или, вернее, подсознательных факторов. "Матушка земля перестает рождать", и на этой земле, на такой земле ее жители сочиняют разные теорийки вроде "обеспечение наследства за парою наследников" при двух родителях, на такой земле своевременно изобретают медициною разные способы предупреждать многочадие... Почему в обеспеченном французе превалирует, преобладает, более манит представление о паре богатых потомков его, живущих богато, но живущих уже тогда, когда его самого на свете не будет, чем представление кучи ребятишек, копошащихся около него сейчас и доставляющих ему то непосредственное, живое наслаждение, сейчас наслаждение, какое от детей испытывают бедняки, испытывают наши крестьяне, испытывают в особенности наше духовенство и наши купцы? Вот почему одна мечта манит, а другая не манит, — в этом и весь вопрос. Дети перестают любиться во Франции — вот суть. Что такое богатство, в особенности будущее, "через 50 лет", в сравнении с непосредственным ощущением дитяти, отцом — сына, дедом — внука и т.д.? Ведь там — схема, отвлеченность, призрак, а здесь все так полно реальности, "вот-вот". Я не знаю во всей всемирной литературе страницы лучшей об этом, чем у Шекспира в "Тите Андронике". Так как она несравненно выше и священнее, чем все мертвые рассуждения Толстого "о пользе материнства" (наряду с вегетарианством?), то я позволю себе привести эту страницу, к тому же в среде читателя вовсе неизвестную. У византийской императрицы родился "побочно" от араба (или негра?) Аарона сын, и, чтобы скрыть позор царицы и женщины, братья-принцы приходят к отцу, у которого младенец на руках, умертвить его. Остановись, убийца, — иль забыл,
На возражение сыновей, что каково же будет положение императрицы, если дело раскроется, он отвечает: Она — статья особая, а он -
Два брата новорожденного и кормилица — все в смятении: возможная казнь матери, позор ее, клевета молвы встала в их воображении. Отец-мавр отвечает им: Ну, хороша и ваша красота!
Вот непосредственное чувство, которого не заменят ни теорийки, ни догматы, ни увещания. Если отцовское и материнское — общее, если родительское чувство не приближается к этому, население будет уменьшаться или остановится: его победят другие инстинкты, между прочим и вовсе в массе, не могущественный инстинкт богатства. Во всяком случае, всемирно признано, и признает наука, что инстинкт рода, так сказать мясной, физиологический, но и вместе одухотворенный и метафизический, гораздо могущественнее и всеобщнее инстинкта обогащения, уступая в силе только голоду и жажде. Во Франции и произошло понижение этого инстинкта. Почему? "Атмосфера уже заполнена электричеством": территория Франции, "матушка сыра-земля", не требует увеличения жителей. Ведь собственно население Франции не то чтобы уменьшается, а оно только перестало возрастать или возрастает меньше, чем там, где земля "еще голодна" (Германия, в особенности Россия). Внутренний регулятор здесь исполняет то, что Мальтус придумал как искусственную меру: воздержание рабочих от браков в целях не дать упасть заработной плате, и вообще обеспечить материальное существование за данным контингентом населения. Этот закон (собственно расчет) Мальтуса поддерживал и благородный Д.С. Милль. "Цивилизация не выдержит напора населения, прогрессивно возрастающего, если благоразумие не подскажет самому населению в известном проценте воздерживаться от брака". Учение это было высказано лет за 40 до обнаружившегося "опасного" замедления прироста населения во Франции. Пожелание Мальтуса и Д.С. Милля исполнено, но другим способом, действием другого регулятора, чем какой они предлагали. О чем же тревожится Франция и за нее вся Европа и почему таковое явление "малодетности" считается лично и общественно "безнравственным"? Моя "подробная анатомия вопроса" сводится к этому людскому, этому литературному и государственному смущению, замешательству. Сам я считаю инстинкт чадородия, а не холодного и формального плодородия ("recondite" Зола), — инстинкт теплый, греющий, связывающий людей, — благородным и нужным индивидуально для людей, для каждой порознь семьи, хотя и не могу не видеть, что в случаях переполнения населением страны он становится социально опасным и разрушительным. — Нам благородство не по карману, — вот печальный момент, печальная стадия прогресса и истории, которого достигла Франция, как Рим времен Августа и Аттика времен Перикла... Все это связано, как известно, с богатством: бедные — множатся, богатые — нет. Это и у нас в России замечается, это — всюду. Однако не преувеличивают ли "порочность" богатых людей, приписывая здесь искусственным мерам то, что в большинстве имеет вовсе другую причину? "Курица зажирела и не несет яиц", — говорит хозяйка дома и сокращает корм такой. Возвращаясь к жизни впроголодь, к вечному отыскиванию корма и беганью за кормом, курочка опять начинает нести яйца, садится на них и выводит цыплят. Зажирелость как причина бесплодия известна не у одних куриц, но и вообще. Значит, тут действует биологический закон, может быть, не без осложнения психологическим законом: "беспечальность" личного жития и у куриц подрывает инстинкт потомства. Обратим внимание, что заповедь размножения дана была человеку одновременно с заповедью "трудиться и отыскивать тяжелою работою хлеб" ("терны и волчцы произрастит тебе земля", — выслушал себе Адам). Значит, между работой, бедностью и нуждой и между размножением есть какая-то связь, даже религиозная, и во всяком случае мистическая. Я знавал, и каждый, без сомнения, знает, как много есть богатых семей, страстно желающих иметь детей или желающих второго, третьего ребенка, — но у которых или вовсе нет детей, или есть именно один, два (как во Франции). Подобных семей очень много, гораздо более, чем определенно прибегающих к мерам предупреждения. Но ведь народная рождаемость — буквально океан, в котором такие экстравагантные барыни тонут, как капля, теряются, как горсть песку в пустыне: и приписывание "мерзавцам докторам" (Толстой в "Крейц. сонате") и гибельным акушеркам и их потайным приютам хотя бы малейшее влияние на такой громоздкий, величавый и неудержимый факт, как поток рождений, — это все равно что говорить: "Вот лет шесть в России разбои так участились, что население в ней уменьшилось". На такие дела не хватит никаких разбойников, никаких докторов и никаких акушерок. "Дело это Божие": как верит в это крепко русский народ, говоря: "Дети — от Бога". И как с этим нужно решительно всем согласиться! Впервые опубликовано: Новое Время. 1909. 8 июля. №11968.
Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века. | ||
|