| ||
София Андреевна Толстая не отрицает,
что в последний год Лев Николаевич
был прямо влюблен в Черткова. Он
весь изменялся в лице, когда г. Чертков появлялся
в доме. Влияние Черткова росло...
Легкая улыбка иногда уместней тяжеловесных громов. Прочел статью г. Перцова — "Чертковство"... В "Людях лунного света" мною совершенно разъяснены "духовные содружества", бывшие в Греции и на Востоке до христианства, но затем особенно пышно расцветшие на внесемейной почве у ранних христиан I — IV веков. В pendant к своей книге я не могу не указать замечательное в самых разнообразных отношениях рассуждение проф. Московской духовной академии П.А. Флоренского — "О дружбе", в двух последних книжках "Богословского Вестника". Флоренский говорит (и доказывает историческими примерами), что теснота духовного единения и степень экстаза в нем, при подобных "дружбах", совершенно эквивалентна испытываемым в браке чувствам, и потому именно φιλία заменяла обычный брак, становилась на его место и делала его ненужным. Все эти явления, до мелких черт, можно наблюдать в истории якобы "гипноза", о каком говорит г. Перцов в своей статье "Чертковство". Тут не "гипноз", носящий свои определенные черты, — а нужно подобрать другое имя. Но напрасно П.П. Перцов волнуется... Весь эпизод, постепенно разъясняясь, кажется, приобретает скорее комический оттенок, ибо на громадную, подавляющую и обаятельную (как говорят) фигуру Черткова, вступившего неожиданно в соперничество с Софьею Андреевною Толстой, падает тень от маленького и тоже очень серьезного Смердякова, играющего на гитаре и поющего куплеты: Непостижимой силой
* * * Царская корона... И прочее. Дочитать можно у Достоевского. Смердяков, конечно, уступал морально Черткову; но зато очевидно Чертков умственно уступает Смердякову, который был все-таки "философ". Но обоих единит то, что один и другой презирали "отечество, страну и веру"... И если Чертков переехал в Англию, то Смердяков думал эмигрировать во Францию. Россия могла бы сказать обоим вслед: Была бы милая здорова;
Впервые опубликовано: Розанов В.В. Собрание сочинений. Террор против русского национализма (Статьи и очерки 1911 г.). М.: Республика, 2005. C. 347-348.
Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века | ||
|