В.В. Розанов
В.И. Модестов. Введение в римскую историю

На главную

Произведения В.В. Розанова


Вопросы доисторической этнологии и культурных влияний в доримскую эпоху в Италии и начала Рима. Часть I. С 35 фототип. таблицами. Спб. 1901. Стр. XV+256+17.

Автор не только лучшего, но и единственного на русском языке курса римской литературы, проф. В.И. Модестов после четверти века перерыва выступил с «Введением» в римскую историю, которое, может статься, перейдет в изложение хода политической истории этого интереснейшего и величайшего народа. Еще полвека назад Моммзен заявлял в своей «Римской истории», что Италия беднее памятниками доисторической эпохи, нежели какая-либо страна средней Европы. Но со времени образования итальянского королевства, в последние десятилетия XIX века, как преднамеренно археологические раскопки, так и непреднамеренные находки при разного рода технических сооружениях отрыли новый обильный материал, совершенно изменивший это воззрение на начала Италии. В.И. Модестов, с ранних лет лелеявший мысль об исследовании начал Рима, обратив внимание на огромный археологический и палеоэтнологический материал, накопившийся в Италии в течение последних двух десятилетий, пришел к заключению, что

«Древнейшую историю Рима надо начинать с первых следов появления в долине Тибра человека, чтобы войти в город Ромула не с пустыми руками и не с мифическими и легендарными сказаниями, переданными или отчасти придуманными древними историками и на все лады толкуемыми новыми историками, а с фактами последовательно развивающейся культурной жизни в руках. Таково, — по мнению В.И. Модестова, — и должно быть новое направление в разработке древнейшей римской истории. Оно единственно вполне научное и единственно в настоящее время плодотворное. Лишь одно это направление в состоянии поставить предел тому безграничному произволу, с каким эпигоны критической школы, начатой так славно Нибуром и принесшей исторической науке огромные услуги, потеряв всякую реальную почву под ногами, превратили первые столетия римской истории в арену проявления самого необузданного субъективизма, называя его, как бы в насмешку, научной критикой».

Таким образом, В.И. Модестов является не архитектором чужого материала, и еще менее повествователем или компилятором; он вносит в старую, почти древнюю науку новую точку зрения.

Три первые главы настоящего тома посвящены обзору остатков каменного века в Италии; четвертая — бронзовому веку; пятая — появлению и распространению первых арийских пришельцев в Италии; шестая — появлению латинян в долине р. Тибра; седьмая и последняя — первому железному веку в Италии. Орудия из камня, бронзы и железа, могилы и их меняющаяся форма, погребальные сосуды и начатки орнамента и письма на них, лингвистические данные, географические соображения — вот что наполняет большой и серьезный том, о котором мы говорим. Он пока далек от специально римского интереса, ибо занимается человеком в той фазе его роста, где все народы сливаются, как все дети сливаются, пока сосут грудь матери.

Собственно, проф. Модестов совершает, так сказать, земляную работу, исследование и укрепление слоев почвы, в которую будут положены со временем камни фундамента римской истории. Но еще не только эта история не началась в лежащем перед нами томе, но не началась и кладка самого фундамента. Правда, антропологические, этнографические и географические данные он берет, везде имея ввиду подойти к началам Вечного города; от этого труд его отнюдь не есть картина доисторической Италии, а только избранной и специальной ее части, избранных и специальных этнографических в ней течений, медленно подходящих к Палатину. Но и в этих специальных течениях мы пока не умеем отличить праотцов римлян, охотившихся на пещерного медведя, от праотцов кривичей и северян, охотившихся на того же медведя.

Resume труда своего проф. Модестов изложил по-французски. Из превосходно выполненных рисунков на 35-ти таблицах, некоторые представляют археологические находки, впервые публикуемые теперь; таким образом, труд этот есть не только прекраснейший вклад в нашу русскую литературу, но и в европейскую. Будем с нетерпением ждать следующих томов, интерес которых возрастет по мере приближения к подлинному и настоящему Риму.


Впервые опубликовано: Новое Время. Иллюстрированное приложение. 1902. 13 марта № 9347. С. 11-12.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада