В.В. Розанов
Вольнослушатели в высших технических училищах

На главную

Произведения В.В. Розанова


Мы говорим о том, чего нет, но что крайне желательно. К мысли о допущении вольнослушателей в высшие технические училища приводит уже характеристика инженерного искусства и технического преподавания, какую дал на страницах нашей газеты проф. В.И. Тимонов. Если, действительно, в технике главную роль играет врожденное к ней предрасположение, врожденный талант, и этого таланта отнюдь не создает преподавание, то совершенно очевидно, что великое множество очень и очень даровитых и «предрасположенных» к технике людей трудится на практических инженерных поприщах, не пройдя высших технических школ по той простой и несчастной и неустранимой причине, что их талант был замечен слишком поздно, или что в лучшее время отрочества и юности он не внушил к себе достаточного доверия родителям или наставникам. Мальчик с исключительными техническим «genie» мог быть отдан бедными родителями в какую-нибудь уездную классическую прогимназию; здесь он худо учился и шалил, по отсутствию какого-либо призвания к филологии; родителями это было принято за неспособность вообще к учению, и из класса четвертого или пятого мальчик взят и устроен куда-нибудь к торговле или письмоводству. Дарование, однако, смутно сказывается, влечет к перемене службы и, наконец, уже молодым человеком или даже средних лет он попадает в техническую область, где быстро развертывает изумляющее всех понимание, восприимчивость, сметку, инициативу, начало творчества. Между тем и годы, и пройденный курс пяти классов классической гимназии не позволяют ему и думать о высшем техническом заведении. И он остается на тех низших ступенях любимой и понимаемой техники, выше которых начинается то сплетение практики и теории, которое недоступно ему по отсутствию хотя бы малого теоретического пособия. Проф. Тимонов прямо говорит об инженерной даровитости русского народа, о том, что талантов технических много таится у нас в простом народе. Что коллизия высокого таланта и отсутствия прав поступить в высшее учебное заведение встречается не у нас одних, это можно видеть из биографии знаменитого Фарадэя, который, будучи уже взрослым человеком и занимаясь ремеслом, стал слушать публичные лекции по физике, которые толкнули его изумительный гений и вывели его на поприще, где он принес пользу Европе и науке. Нужно заметить, для слушания и понимания лекций по высшим отраслям технических знаний требуется знание почти одной только математики, а не всех 8 или 9 наук, экзамен по которым требуется на конкурсном испытании. А ум, «предрасположенный» к технике, обыкновенно бывает в высокой степени способен и к легкому усвоению математики, по их связности и однородности. Таким образом, «врожденный технический талант», не попавший с самого начала на надлежащий путь, не будучи в силах приготовиться к нормальному установленному поступлению в высшее техническое заведение, может собственными усилиями преодолеть трудности единственно ему необходимой безусловно науки и стать способным к слушанию теории той техники, практическую, ремесленную сторону которой он знает в совершенстве, недоступном ни для какого студента технологического института. Появление такого лица среди студентов-теоретиков только в высшей степени полезно и для них, так как он им столько же поможет, укажет и подскажет, как и они ему в деле недостающей теории. Затем слушать эту теорию, до такой степени отвечающую на запросы, давно в нем существующие и для которой в его ремесленных сведениях содержатся блестящие и обильные иллюстрации, он будет с такою жадностью, к какой едва ли способны наилучшие сдавшие конкурсный экзамен гимназисты. Гармония теории и практики будет здесь полная, и можно вполне примириться, что 100-150 таких вольнослушателей технологического института не будут знать ничего о Пелопонезской войне или о войнах Людовика XIV за испанское наследство.

Если в университете вольный слушатель не представляет невозможности или неудобства, то он не представит неудобства и в специальном заведении. Здесь мотивов к допущению вольнослушателей еще больше, и они как-то практичнее. Ничего не отнимая ни у кого, эти скромные посетители лекций высших учебных заведений услышат связное, систематическое, научно освещающее изложение тех самых предметов и производств, которые практически находятся в их руках. Они выслушают все внимательнейшим образом, и именно через их посредство ни одна крупица теории не пройдет даром для жизни, не рассеется в воздухе, не упадет на каменную и бесплодную почву. Мысль эта заслуживает самого серьезного внимания наших инженерных и технических ведомств.


Впервые опубликовано: Новое время. 1902. 24 сент. № 9539.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада