В.В. Розанов
Вознаграждение ученой и учительской службы

На главную

Произведения В.В. Розанова


В Высочайшем рескрипте на имя управляющего министерством народного просвещения указано озаботиться поднятием материального вознаграждения учительского персонала. Вероятно, это будет понято в смысле необходимости поднять вознаграждение не только учителя гимназии, но и учителя сельской школы и профессора университета. О бюджете учителя сельской школы, бюджете хронической нужды и недоедания, говорить уже, кажется, не приходится. В университете находим должность экстраординарного профессора, которая оплачивается в размере помощника младшего ревизора государственного контроля, и ординарного профессора, — каковыми бывают ведь светила европейской науки, оплачиваемая в размере жалованья младшего ревизора того же контрольного ведомства. Что касается старшего ревизора, который есть начальник отделения в департаменте, то с его вознаграждением разве что сравнится вознаграждение старого заслуженного профессора, который к жалованью имеет и пенсию. Между тем, не только младшие, но и старшие ревизоры контроля — нередко молодые люди, между 30-40 годами, с обыкновенным университетским дипломом и обыкновенной способностью пересматривать ("ревизовать") оправдательные документы какого-нибудь расхода. Наконец, в университете есть должность приват-доцента и командируемых за границу молодых ученых. Эти положения уже вознаграждается гораздо ниже (900 р.) помощника младшего ревизора контроля (1800 р.), не всегда человека с университетским образованием, и параллелей по жалованью ему нужно искать в составе так называемых "журналистов" (писарей) департаментской службы.

Таким образом, начинающий ученый в России, пройдя отлично гимназию и университет и высказав перед ареопагом последнего выдающиеся к науке способности, наконец, избранный к занятию профессорской кафедры и пишущий магистерское сочинение, вознаграждается в цветущий возраст жизни и сил, между 25-30 годами, когда обзаводится семейно, так же как младшие и даже попросту низшие служащие департаментов. Ни при каком таланте, ни при каких сведениях, хотя бы всеобъемлющих, русский ученый, имя коего известно хотя бы на протяжении всей Европы и будет записано в историю, не вознаграждается так, как начальник дистанции (участка) железнодорожного пути, вице-директор департамента, сколько-нибудь талантливый сотрудник газеты, самый заурядный романист, сколько-нибудь "модный" врач или "модный" же адвокат. Так как грошовое вознаграждение в университете постигает молодого ученого именно в труднейшие годы, 25-30, когда он выбирает службу, определяет себя в жизнь, то удивляться ли, что все энергичное на студенческой скамье имеет мечтою своею не заместить старого учителя на кафедре, продолжать его чтения и работать в науке для будущих поколений, а как можно скорее распроститься с университетом и искать места себе в других родах деятельности. Упадок талантливости собственно в профессуре имеет частичное для себя объяснение просто в ничтожности вознаграждения у нас ученой службы, в силу чего талантливые люди, они же и энергичные, не могут решиться ради науки жить лучшую часть жизни в меблированных комнатах и избегать обзаводиться семьею, что значило бы для них прямо впасть в нищенство. В старое время, когда все гражданские службы вознаграждались нищенски же и жалованье пополнялось "негласными доходами", в профессуру шли; но когда штаты всех ведомств были пересмотрены и везде стало возможно служить безбедно, не прибегая к "негласным доходам", возможные профессора ринулись в суд, адвокатскую, медицинскую практику, в инженеры разных наименований. Только бедным филологам, историкам и философам некуда было деться. Но зато и запустели же эти чисто научные факультеты, подготовлявшие к "ученой службе".

Таким образом, пересмотр штатов профессорской и учительской службы в отношении вознаграждения составляет вопиющую нужду министерства народного просвещения. Уж если начинающий ученый университета всего ближе подходит по вознаграждению к писарю департамента, а для сельского учителя писарский оклад — предел желаний, значит, не было оказано уважения ни к учености, ни к учительству.

Если теперь оно будет оказано, это будет делом самой простой и заурядной справедливости.


Впервые опубликовано: Новое Время. 1902. 21 июня. № 9444.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.



На главную

Произведения В.В. Розанова

Монастыри и храмы Северо-запада