С.П. Шевырев
Отголоски

О новом происхождении имени Славян и Славянофилов

На главную

Произведения С.П. Шевырева



В 1844 и 5 годах имя славян славянофилов начало часто показываться в Петербургских журналах и подвергалось с тех пор неутомимым преследованиям, как имя какой — то особенной партии, неприятной их духу и направлению. Первая, кажется, во зло употребила это имя Библиотека для чтения. За нею последовали Отечественные Записки. А там уже все журналы хором стали греметь против выдуманных ими Славян и до сих пор не умолкают.

Откуда произошло это название и кому оно приписано?

В некоторых ученых и литераторах, особенно Москвы, обнаружилась сильная потребность сознать то, что составляет существенную основу Русского человека, его характер, его религиозные и нравственные начала, его первоначальное устройство общественное, его коренные свойства, его взгляд на мир, его отношения семейные, его отношения к народам иноземным — и утвердившись в этом сознании, с новой своей точки зрения, без предубеждений посторонних, без убеждений навязанных, из сферы своей народной жизни, взглянуть и на развитие других народов: словом, сказалась потребность самобытности Русской в деле сознания, потребность науки живой, а не чуждой и отвлеченной.

Это стремление чрезвычайно как оскорбило тех, которые, давным давно отказавшись от существенных основ Русской жизни, все бытие Русского человека полагают в том только, чтобы передражнивать внешними формами жизни и языком все то, что составляет одну внешность западного образования, не вникая в коренные его основы, в его сущность, в особенность его явлений. Эти люди, видя стремление в некоторых быть и в мысли Русскими, рассердились на них за то. Русскими они назвать их не могли, потому что это было бы обидно для них самих и приводило их к неизбежному вопросу: а мы то что? Потому они изобрели хитрость: давай назовем их Славянами и славянофилами — и частное видовое значение обратили в общее. Средство было придумано очень хитро — и удалось. Имя пошло в ход и сопровождалось всевозможными насмешками.

Между тем изобретатели имени Славян, действуя им против людей им неприятных, сами бессознательно обличали свое направление; приписывая им в насмешку имя Славян, они сами тем отказывались от имени Русских, которое общими своими признаками непременно заключается в первом, и тем бессознательно сами наказали себя за злой умысел.

Имя Славян никогда у нас не подвергалось насмешкам. Вспомним славную эпоху отечества, в эпоху двенадцатого года. Тогда Жуковский, представитель современных мыслей и чувств в поэзии, в своих произведениях не отделял имени Славянского от имени Русского. Надобно еще сказать, что Жуковский по сочувствиям своим принадлежал тому поколению, которое обнаружило сопротивление защитнику Славянства Шишкову. Еще в песне 1806 года имя Славян раздавалось вместе с именем Русским, а в 1812 году раздалось еще громче. Припомним стихи из Певца во стане Русских воинов:

О Царь, здесь сонм твоих сынов,
К тебе горит любовью;
Наш каждый ратник Славянин;
Все долгу здесь послушны.
Вожди Славян, хвала и честь!
Свершайте истребленье;
Отчизна к вам взывает: месть!
Вселенная: спасенье!
Подымем чашу!.. Богу сил!
О братья, на колена!
Он искони благословил
Славянские знамена.

Припомним еще другие, сильнейшие строфы из Певца в кремле: ведь они гремят славою лучших наших подвигов.

Тебе Россию, Царь земли!
Народ твой уповает:
Прими ее и повели,
Да славой процветает.
........................................
Да нравов древних чистотой
Союз семей хранится;
Да в них с невинной простотой
Свет знаний водворится.
.....................................
Вели, да помнит Славянин,
Что он наследник славы,
Что он великих предков сын,
Которых меч кровавый
И древле был противным страх...
Друзья! Отцы пред нами,
На тех же мы цветем полях,
Под теми ж небесами,
Где чада славы разцвели;
Пред нами таж дорога,
По коей протекли
За Русь, Царя и Бога.
Храни Царя, Царю пошли
Твое благословенье.
Ему все радости земли!
Тебе ж благодаренье
За царственную высоту
Его души благия;
За чистой славы красоту,
В какой им днесь Россия;
За первенство среди Царей,
Отъятое не бранью,
Но искуплением людей
И миротворной дланью;
За твердое презренье бед;
За благость в правой мести;
За кротость на верху побед
И верность Царской чести;
За блеск, в каком умел явить
Он доблесть Славянина...

В послании к Императору Александру с такою же честью и славой раздается имя славян:

О славный Кульмский бой! О доблесть славянина!
Так обращается поэт к Рейну:
О старец вод! О, ты, с минуты мирозданья
Не зревший на брегу еще лица Славян —
Ликуй, и отражай в волнах славянский стан!

Если в славную эпоху нашей жизни поэты такие, как Жуковский, гордились именем Славян, — как же могло случиться, что теперь такое высокое имя нашего племени употребляется в насмешку?


Опубликовано: Москвитянин. 1848. Ч. II, № 4, Внутренние известия. С. 29-32.

Шевырев Степан Петрович (1806—1864) — русский литературный критик, историк литературы, поэт; академик Петербургской Академии наук.


На главную

Произведения С.П. Шевырева

Монастыри и храмы Северо-запада