| ||
В 1844 и 5 годах имя славян славянофилов начало часто показываться в Петербургских журналах и подвергалось с тех пор неутомимым преследованиям, как имя какой — то особенной партии, неприятной их духу и направлению. Первая, кажется, во зло употребила это имя Библиотека для чтения. За нею последовали Отечественные Записки. А там уже все журналы хором стали греметь против выдуманных ими Славян и до сих пор не умолкают. Откуда произошло это название и кому оно приписано? В некоторых ученых и литераторах, особенно Москвы, обнаружилась сильная потребность сознать то, что составляет существенную основу Русского человека, его характер, его религиозные и нравственные начала, его первоначальное устройство общественное, его коренные свойства, его взгляд на мир, его отношения семейные, его отношения к народам иноземным — и утвердившись в этом сознании, с новой своей точки зрения, без предубеждений посторонних, без убеждений навязанных, из сферы своей народной жизни, взглянуть и на развитие других народов: словом, сказалась потребность самобытности Русской в деле сознания, потребность науки живой, а не чуждой и отвлеченной. Это стремление чрезвычайно как оскорбило тех, которые, давным давно отказавшись от существенных основ Русской жизни, все бытие Русского человека полагают в том только, чтобы передражнивать внешними формами жизни и языком все то, что составляет одну внешность западного образования, не вникая в коренные его основы, в его сущность, в особенность его явлений. Эти люди, видя стремление в некоторых быть и в мысли Русскими, рассердились на них за то. Русскими они назвать их не могли, потому что это было бы обидно для них самих и приводило их к неизбежному вопросу: а мы то что? Потому они изобрели хитрость: давай назовем их Славянами и славянофилами — и частное видовое значение обратили в общее. Средство было придумано очень хитро — и удалось. Имя пошло в ход и сопровождалось всевозможными насмешками. Между тем изобретатели имени Славян, действуя им против людей им неприятных, сами бессознательно обличали свое направление; приписывая им в насмешку имя Славян, они сами тем отказывались от имени Русских, которое общими своими признаками непременно заключается в первом, и тем бессознательно сами наказали себя за злой умысел. Имя Славян никогда у нас не подвергалось насмешкам. Вспомним славную эпоху отечества, в эпоху двенадцатого года. Тогда Жуковский, представитель современных мыслей и чувств в поэзии, в своих произведениях не отделял имени Славянского от имени Русского. Надобно еще сказать, что Жуковский по сочувствиям своим принадлежал тому поколению, которое обнаружило сопротивление защитнику Славянства Шишкову. Еще в песне 1806 года имя Славян раздавалось вместе с именем Русским, а в 1812 году раздалось еще громче. Припомним стихи из Певца во стане Русских воинов: О Царь, здесь сонм твоих сынов,
Припомним еще другие, сильнейшие строфы из Певца в кремле: ведь они гремят славою лучших наших подвигов. Тебе Россию, Царь земли!
В послании к Императору Александру с такою же честью и славой раздается имя славян: О славный Кульмский бой! О доблесть славянина!
Если в славную эпоху нашей жизни поэты такие, как Жуковский, гордились именем Славян, — как же могло случиться, что теперь такое высокое имя нашего племени употребляется в насмешку? Опубликовано: Москвитянин. 1848. Ч. II, № 4, Внутренние известия. С. 29-32.
Шевырев Степан Петрович (1806—1864) — русский литературный критик, историк литературы, поэт; академик Петербургской Академии наук. | ||
|