Е.Ф. Шмурло
Приложения к I тому Курса русской истории:
Спорные и невыясненные вопросы русской истории

Приложение № 14
Когда и где крестился Владимир Святой

На главную

Произведения Е.Ф. Шмурло


Вопрос этот вызвал обширную литературу, а решается он по-разному.

Источники можно свести в следующие три группы:

А. Русская группа: 1. Начальная летопись. — 2. "Житие блаженного Володимера". — 3. Древнее житие св. Владимира. — 4. Житие Владимира особого состава. — 5. Повесть о крещении Владимира (в реконструкции Шахматова). — 6. "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона. — 7. "Чтение о житии Бориса и Глеба" Нестора-Летописца (Нестора Печерского?). — 8. "Сказание страстей и похвала Борису и Глебу" неизвестного автора (Иакова Мниха?). — 9. "Память и похвала Владимиру" Иакова Мниха. — 10. Иоакимовская летопись.

Б. Византийско-Армянская Группа: 1. Лев Диакон. — 2. Михаил Пселл. — 3. Скилица. — 4. Кедрин. — 5. Зонара. — 6. "Записка греческого топарха". — 7. "Повесть о латынех", перевод греческого, не дошедшего до нас, текста. — 8. Житие св. Стефана Сурожского. — 9. Житие св. Георгия Амастридского. — 10. Асохик.

В. Арабская группа: 1. Яхъя Антиохийский. — 2. Ибн-ал-Атир. -3. Ал-Макин. — 4. Продолжатель Ибн-Мисхавейха.

Главнейшие исследования

1) А.А. Куник. О записке греческого топарха. СПб., 1874 (Записки Акад. Наук. Т. 24, ч. 1). Впервые в русской литературе отмечено важное значение известий Аль-Макина и Ибн-ал-Атира в вопросе о крещении Владимира. Чудеса, рассказанные в Житии Стефана Сурожского, Куник связывает с личностью Владимира: возможно, что "первое побуждение к крещению явилось Владимиру из Сурожа".

Примечание. О записке греческого топарха писали еще: а) В.Г. Васильевский. Русско-византийские отрывки. IV: Записка Греческого топарха. Ж. М. Н. Пр. 1876, № б (и Труды В.Г. Василевского. Т. II, вып. I. СПб., 1909); б) Ф.И. Успенский. Византийские владения на северном берегу Черного моря в IX и X вв. Оттиск из "Киев. Старины". Киев, 1889; в) П.Н. Милюков. Время и место действия записки греческого топарха. Труды VIII Археолог. Съезда. Т. III. М., 1897. Fr. West-berg. Die Fragmente des Toparcha Goticus aus dem X Jahrhundert. СПб., 1901, изд. Акад. Наук.

2) В.Г. Васильевский. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков. Ж. М. Н. Пр. 1874, ноябрь (и Труды, т. I. СПб., 1908). Вводит в научный оборот показание армянского историка Асохика о шеститысячном отряде русских войск на службе у греков в 998 году. — Он же. Русско-византийские отрывки. II: К истории 976-988 годов (из Ал-Мекина и Иоанна Геометра). Ж. М. Н. Пр. 1876, март (и Труды. Т. II, вып. I). Пока нет причин сомневаться, что крещение Владимира произошло в 988 г. Но Корсунь взят позже апреля 989 г., следовательно, и крещение Владимира состоялось позже 988 г. — Он же. Русско-византийские отрывки. Житие Георгия Амастридского. Ж. М. Н. Пр. 1878, февраль, март и отд. СПб., 1893 (Летопись зан. Археогр. Ком. Т. IX). Житие составлено ранее 842 года, а потому описанное в нем нападение Руси на Амастриду нельзя относить ко времени Владимира. — Он же Житие св. Стефана Сурожского Ж. М. Н. Пр. 1889, май, июнь и отд. СПб., 1893. (Летопись зан. Арх. Ком. Т. IX). Автор жития жил до Владимира; описанное им нашествие русской рати на Сурож произошло в первой половине X в., а потому его нельзя ставить в связь с принятием христианства Владимиром.

3) Е.Е. Голубинский. История русской Церкви. Т. I, половина первая. М., 1880; 2-е изд. М., 1901. Опираясь главным образом на "Памяти и Похвале Владимиру", говорит: Владимир крестился не в 988, а в 987 г., притом не в Корсуне, а в Киеве, и не от греков, а руками священников из киевских варягов; на Корсунь же он ходил, во-первых, чтобы завоевать себе у греков высшую иерархию, не становясь вассалом византийского императора, а во-вторых, чтобы силою добыть руку царевны Анны.

4) Ив. Малышевский в рецензии на труд Голубинского ("Отчет о 24 присуждении наград гр. Уварова". СПб., 1882) вводит существенные изменения в основном его тезисе: возможно, что в 987 г. Владимир заявил себя христианином, членом киевской христианской общины и допустил совершить над собою обряд, однако не крещения, а оглашения (наречение христианским именем; прочтение над оглашаемым известных молитв; надевание нательного крестика); само же крещение совершилось в Корсуне, почему и впоследствии точно не могли сказать, где именно крестился Владимир: в Корсуне ли, в Киеве или в Василеве.

5) Бар. В.В. Розен. Император Василий Болгаробойца. Извлечение из летописи Яхьи Антиохийского. СПб., 1883 (Записки Акад. Наук. Т. 44). Вводит в научный оборот новый важный источник — Яхью: показания Яхьи заставляют совершенно заново перестроить хронологию событий, связанных с крещением Владимира. Крещение киевского князя Розен приурочивает к Корсуню, но не ранее позднего лета или осени 989 года.

6) Ф.И. Успенский, в рецензии на книгу Розена (Ж. М. Н. Пр, 1884, апрель), в согласии с "Повестью о латынех", полагает, что в июне или июле 989 г. Владимир ходил на Константинополь, где и произошло его крещение и брак.

7) П.Г. Лебединцев. "Когда и где состоялось крещение киевлян при св. Владимире?". Киев. Старина, 1887, сентябрь. Пытается согласовать показание Начальной летописи с показанием Иакова Мниха (взял де Корсунь на третий год по крещении): в 988 г. Владимир взял Корсунь и крестился там, а в 990 году брал почему-то снова этот город вторично.

8) Д.И. Иловайский первоначально придерживался общепринятого взгляда, основанного на Начальной летописи (История России, ч. I. М., 1876), а позже, под влиянием Голубинского и Розена, сохраняя за взятием Корсуня прежнюю дату (988), крещение и брак относил уже к 989 году (понадобилось де известное время на переговоры, приезд Анны), а потому и крещение киевлян тоже не ранее 989 г. (Р. Старина, 1888, апрель и "Исторические Сочинения Д.И. Иловайского", ч. II. М., 1897).

9) В.З. Завитневич: 1) О месте и времени крещения св. Владимира и о годе крещения киевлян. Киев, 1888 (отд. отт. из Трудов Киев. Дух. Акад. 1888, № 1; 2) Владимир Святой как политический деятель. Исследование. Киев, 1888 (отд. отт. из Труд. Киев. Дух. Акад. 1888). Вслед за Голубинским принимает 987 год за дату крещения. "Это случилось в конце 987 мартовского года и, по всей вероятности, в начале 988 январского года, т.е. в промежуток времени между 1 января и 1 марта, так что по современному нашему счислению, Владимир крестился в 988 году". Выражение Иакова Мниха "во святом крещении поживе блаженный князь Володимер 28 лет" прямо указывает на 987 год, так как вычитание следует производить не из числа, обозначающего текущий год (1015 — 28), а из числа, обозначающего протекшее перед тем полное число лет (1014 — 28).

10) А.И. Соболевский: 1) В каком году крестился св. Владимир? Ж. М. Н. Пр. 1888, № 6 (по поводу статьи Завитневича); 2) Год крещения Владимира Святого. Чтения в историч. Общ. Нестора-Летописца, кн. II (1888). Иаков Мних, на "Похвале" которого опираются Голубинский и Завитевич, не современник события: он жил сотнею лет позже. Вычитая 28 из 1015, года смерти Владимира, получим, конечно, 87; но вычитать-то следует 27, потому что "древнерусские люди были мало знакомы с именованными числами и производили действия с ними не по арифметическим правилам, а как-нибудь проще, вероятно, по пальцам; при этом, высчитывая годы от события до события, они обыкновенно включали в их число оба года, в которые совершились эти события".

11) А.А. Шахматов. Корсунская легенда о крещении Владимира. Сборник статей, посвященный В.И. Ламанскому, ч. II. СПб., 1908 (отд. отт. СПб., 1906). Владимир крестился дома, за два года до своего похода на Корсунь. Летописный рассказ — греческого происхождения: если в глазах русского человека первостепенное значение имел политический успех: завоевание Византийского города, торжество на поле брани; то грек, наоборот, на первый план выдвигал высококультурное, религиозное значение события. Корсунь дал Владимиру духовенство, царевну Анну, книги, духовное просвещение, которое новообращенный князь "повез" к себе домой — поэтому "вокруг воспоминаний об осаде и взятии Корсуня Владимиром должна была возникнуть христианская легенда". Но если легенду обрабатывал грек, то ему (все же) "пришлось обратиться к устным преданиям о Владимире, к историческим сказаниям и песням". Вот почему в его труде сплелись "с одной стороны, корсунские легенды о чудесном обращении в христианство князя Владимира, а с другой, русские легенды о походе на Корсунь, о военных подвигах Владимира вообще"

12) Г.М. Барац. Библейско-агадические параллели к летописные сказаниям о Владимире Святом (Собрание трудов по вопросу о ев рейском элементе в памятниках др. р. письменности. Т. I, отдел 2-й Париж, 1927; писано в 1908 г.). Летописный рассказ о походе Вла димира на Корсунь не есть произведение народного творчества, как думает Шахматов, а изделие книжника, "по национальности, наверное иудео-хазарина, или просто иудея, или самаританина, конечно, ново обращенного, который для описания бесспорно исторических фактов., почерпал легендарные прикрасы преимущественно из еврейской и лишь отчасти, из византийской письменности, подвергнув заимство ванный материал самостоятельной обработке и воспользовавшись при изложении рассказа готовыми библейскими фразами и образами, а также некоторыми оборотами и выражениями, встречающимися в летописных же сказаниях о событиях, имевших место при князе Олеге и княгине Ольге" (598), причем "повесть о завладении Корсунем составляет лишь переработку, и даже не особенно значительную, сказания об осаде и взятии палестинского города Беттара", импера тором Адрианом (605).

13) М.Д. Приселков. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X — XII вв. СПб., 1913 (Записки ист.-фил. факульт. СПб. ун. Т. 116). Выговорив себе, в уплату за военную помощь, руку царевны и выгодные условия при предстоящем образовании церковной иерархии, Владимир крестился в конце 987 г. "вместе с семьею и боярами, а может быть, и народом". Невыполнение греками условий привело к осаде Корсуня. Рука Анны была получена, но вопрос о церковном устройстве народа, уже крещенного, остался открытым. Тогда киевский князь обратился к Охридскому патриарху и получил от него то, чего добивался: архиепископа.

14) В.М. Истрин. Замечания о начале русского летописания. Известия отд. р. яз. и сл. Рос. Акад. Наук. 1921 г.). Т. XXVI. СПб , 1923. Греки старались внедрить "в умах русских людей убеждение, что вера христианская принесена на Русь исключительно греками, и что только они, греки, являются виновниками новой жизни на Руси, а никак не князь Владимир, который, по их мнению, не имеет никаких прав на канонизацию и на признание за ним заслуг по введению на Руси христианства". Обстоятельства содействовали этому; "Русские люди хорошо помнили крещение киевлян, но крещение самого князя Владимира, совершившееся, очевидно, без всякой помпы, прошло для них как-то бесследно, и тотчас, очевидно, возникло разногласие в определении места и времени его крещения. Одни указывали на Киев, другие на Корсунь; одни утверждали, что Владимир крестился по взятии Корсуня, другие — после взятия. Если — в Корсуне, то, конечно, греки играли при этом главную роль. И вот новоприбывшие греки воспользовались корсунской версией и постарались ее распространить и усилить".

15) Е.Ф. Шмурло. Когда и где крестился Владимир Святой? Записки Рус. Историч. Общ. в Праге, кн. I. Прага, 1927 (отд. отт. Прага, 1928). В основе расходится с Шахматовым: "Корсунская легенда не миф, облеченный в историческую одежду, а, наоборот, исторический факт, изукрашенный фантастическим убором". Предложенная автором схема событий (соглашение 987 г.; поражение Варды Фоки под Абидосом 13 апреля 989 г.; взятие Корсуня в конце 989 или начале 990 г.; крещение и брак весною, а крещение киевлян летом 990 г.) обладает, по его мнению, двумя существенными преимуществами: 1) "она берет дошедшие до нас данные такими, какими они дошли до нас; читает в них то, что в них написано, не прибегая к предположениям, будто такой-то источник дошел до нас в искаженном виде" и 2) то, что до сих пор понималось, как противоречие и несогласованность, освобождает от этих "противоречий".

Примечание. Сравн. еще дополнительно: Макарий, архиеп. Харьковский. История христианства в России до равноап. кн. Владимира. 2-е изд. СПб., 1868: всецело принимает показания Начальной летописи, как соответствующей действительности. — А. Гаркави. По вопросу о иудейских древностях, найденных в Крыму. Ж. М. Н. Пр. 1877, № 7: в противоположность Хвольсону, отрицает их достоверность (речь идет о записи Авраама Керченского о посольстве русского князя к хазарам для испытания веры). — Иона Берхин. Еврейский документ о посольствах св. Владимира для испытания вер. Киев. Старина. 1884. Т. X, декабрь: отстаивает подлинность этого документа, оспаривая сказанное Гаркави как в Ж. М. Н. Пр. 1877, № 7, так и в Известиях Р. Археол. Общ. Т. VIII. — И.А. Линниченко. Современное состояние вопроса об обстоятельствах крещения Руси. Труды Киев. Дух. Акад. 1886, декабрь: своего дает мало; одно берет у Голубинского, другое у Розена; оспаривает Успенского. — С.П. Шестаков. К вопросу о месте крещения св. Владимира (по поводу исследования акад. А.А. Шахматова). Известия археологии, истории и этнографии при Казанск. унив. Т. XXIII (1908), вып. 6. Шахматовская "гипотеза слишком удаляет нас от исторической основы легенды и тех версий ее, какие сохранились в дошедших до нас памятниках. Элемент былины, поэтического вымысла на русской почве, в создании корсунской легенды чрезмерно выдвинут автором на первый план, может быть, в некоторый ущерб исторической обстановке сказа ния и мотивам местного херсонского предания" (с. 325). — Грушевсъкий. История Украiни-Руси, т. I, изд. 3-е (1913). С. 500-501 Владимир крестился до похода на Корсунь, а самый поход вызван был проволочкою в исполнении обещания — выдачи замуж царевны Анны. См. там же. С. 572 — 578: литература вопроса и оценка иностранных и русских источников. — Ср. еще: В. Бартольд. Новое мусульманское известие о русских. Записки Вост. отд. Р. Арх. Общ. Т. IX, вып. 1-4 (1896). С. 262 — 267 (о посольстве Владимира в Хорезм, к хорезмшаху и о принятии им мусульманской веры). — Влад. Пархоменко. Начало христианства на Руси. Полтава, 1913. принимает толкование Шахматова; ссылка на книгу епископа Кириона. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910. С. 290 след.: "готов заподозрить самый факт крещения Руси Владимиром" (с. 180). — В. Титлинов. К вопросу о начальной истории христианства на Руси. Христ. Чтение. 1913, декабрь: полемизирует с Приселковым. — Ю.А. Якубовский. Ибн-Мискавейх о походе Русов в Бердаа в 332 (944) г. (Византийский Временник. 1926. Т. XXIV). — А.В. Флоровский. Известия о Древней Руси арабского писателя Мисхавейхи, X — XI вв. и его продолжатели. (Seminarium Kondakovianum Recueil d'etudes I. Prague, 1927).


Впервые опубликовано: Курс русской истории в 3 тт. Прага, 1931-1935. Т. 1.

Шмурло Евгений Францевич (1853-1934) русский учёный-историк, член-корреспондент Российской академии наук, профессор Санкт-Петербургского и Дерптского университетов. 4-й Председатель Императорского Русского исторического общества.



На главную

Произведения Е.Ф. Шмурло

Монастыри и храмы Северо-запада