| ||
В восьмидесятых годах XVIII столетия на пограничной окраине между Павловском и Царским Селом была выстроена по приказанию императрицы Екатерины II дача и при ней разбит весьма красивый сад. Дача эта предназначалась государыней для ее любимого внука Александра Павловича и была названа в честь его Александровою. Вскоре, однако, подаренная воспитателю великого князя генерал-аншефу графу Николаю Ивановичу Салтыкову, дача эта на плане Павловска 1789 года именуется уже Салтыковскою мызою. В позднейшие годы, переходя от владельца к владельцу, она куплена великим князем Константином Николаевичем, но до сих пор известна под именем одного из последних ее обладателей, именно Анненковой дачи. В настоящее время от Александровой дачи не сохранилось почти никаких следов; только в отдаленной части сада, на холме у оврага, в конце длинной дорожки, еще высится небольшой храмик "Розы без шипов": семь колонн поддерживают круглый купол, внутри которого заметны остатки живописи и фресок. Но в начале 1790-х годов Александрова дача служила предметом восторженных похвал посетителей и тогда же воспета в особой поэме, посвященной императрице. Эта поэма под заглавием "Александрова, увеселительный сад великого князя Александра Павловича", произведение С. Джунковского, составляет большую библиографическую редкость, хотя и была издана два раза: в 1793 году в Петербурге и в 1810 году в Харькове; оба издания в лист; к последнему приложены четыре гравюры, уменьшенные копии с которых мы воспроизводим здесь*. Три из них изображают виды Александрова, а на четвертой, составляющей заглавный лист поэмы, представлен граф Н.И. Салтыков; он повесил на сук ветвистого дерева свои ордена и ленты и, взявшись за плуг, в который впряжены два вола, пашет землю — аллегорическое изображение его деятельности как воспитателя великих князей. Над ними парит голубь, и яркое солнце освещает вдали на горе храм Фелицы, под жертвенником которого курится фимиам. Поэма Джунковского была издана также и во французском переводе, сделанном известным Массоном. ______________________ * Мы воспользовались экземпляром поэмы, находящимся в библиотеке Д.О. Кобеко. Сверх того, мы заимствовали для описания Александровой дачи сведения, находящиеся в примечаниях академика Я.К. Грота к первому тому "Сочинений Державина" и в книге "Павловск. Очерк истории и описание", составленной по поручению великого князя Константина Николаевича в 1877 году. ______________________ По мысли великого князя Александра Павловича, дача Александрова должна была служить как бы живою иллюстрацией к нравоучительной сказке его державной бабки о "Царевиче Хлоре", которая, в свою очередь, вдохновила Державина написать оду "Фелице". Автор поэмы "Александрова" говорит в предисловии, обращенном к Екатерине II, что великий князь "яко начальник российского юношества и предшественник великих плодов Твоего матернего о всеобщем воспитании попечения, восчувствовав особливо высокость и справедливость мыслей в одной из начертанных Тобою притчей, называемой "Царевич Хлор", восхотел представить оную в расположении своего увеселительного сада. В самой природе он соорудил себе всегдашний памятник принятого от Тебя воспитания и пример юношам, любящим видеть приятность, соединенную с наставлением". В стихах, впрочем, довольно плохих, автор поэмы "Александрова" описывает дачу и сад. Из этого описания видно, что дом великого князя Александра Павловича стоял на крутом берегу, и близ него находился шатер с золотым верхом. В усыпанном кругом цветами поле
К дому вела прямая недлинная аллея, обсаженная цветами; она неожиданно обрывалась за поворотом, и дорога вела на поле и в лес. Прекрасный вход дорога открывает,
Дорога следовала через мост, украшенный трофеями, по полю, на котором возвышался павильон, расписанный изображениями богатств; за павильоном — нива, на ней хижина, а напротив ее каменная глыба с надписью: "Храни златые камни" — символ "незыблемой основы благосостояния России при Екатерине II", т.е. ее "Наказа". Нива прилегала к "Храму Цереры". За этим храмом — водный ключ, посвященный имени великой княгини Марии Федоровны; близ его пещера нимфы Эгерии, мудрой наставницы римского царя Нумы Помпилия. Отсюда длинная аллея мимо каскада вела к высокому крутому холму, где находился "Храм розы без шипов", остатки которого, как уже сказано выше, сохранились до сих пор. Посредине этого храма возвышался алтарь, а на нем стояла урна с "розою без шипов". Плафон был расписан фресками, изображающими Петра Великого, смотрящего с высоты небес на "блаженствующую Россию", которая, окруженная символами богатства, наук и промышленности, опирается на щит с изображением "Фелицы", т.е. Екатерины II. Здесь же орел "ломает когтями рога луны", трофеи, трубящая Слава и два ангела с крестом. У подножия храма было большое озеро, образовавшее извилистые протоки и заливы; на озере плавали небольшие суда. В конце тенистого сада возвышался "Храм Флоры и Помоны". Этот сад в первые годы царствования императора Александра I еще сохранял прежний вид; потом начал постепенно приходить в запустение: штукатурка храмов и их облицовка пообсыпались; воды иссякли; аллеи заросли травою; холмы обвалились. Озеро, расстилавшееся у подножия холма и "Храма розы без шипов", представляет ныне лишь глубокую котловину, заросшую кустарником. Вероятно, существовали какие-нибудь причины, по которым Александрова дача вскоре после ее постройки была пожалована Салтыкову и затем предана жалкому забвению, так что если б Джунковский не сочинил своей поэмы и не приложил бы к ней рисунков, мы не имели бы никакого понятия об этой оригинальной иллюстрации "Сказки о царевиче Хлоре". Опубликовано: Шубинский С.Н. Исторические очерки и рассказы. СПб.: Тип. М. Хана, 1869.
Шубинский, Сергей Николаевич (1834-1913) генерал-майор в отставке, писатель, русский историк, журналист, основатель и многолетний редактор журналов "Древняя и Новая Россия", "Исторический вестник" и библиофил. | ||
|