С.Н. Шубинский
Александрова дача

Вернуться в библиотеку

На главную


В восьмидесятых годах XVIII столетия на пограничной окраине между Павловском и Царским Селом была выстроена по приказанию императрицы Екатерины II дача и при ней разбит весьма красивый сад. Дача эта предназначалась государыней для ее любимого внука Александра Павловича и была названа в честь его Александровою.

Вскоре, однако, подаренная воспитателю великого князя генерал-аншефу графу Николаю Ивановичу Салтыкову, дача эта на плане Павловска 1789 года именуется уже Салтыковскою мызою. В позднейшие годы, переходя от владельца к владельцу, она куплена великим князем Константином Николаевичем, но до сих пор известна под именем одного из последних ее обладателей, именно Анненковой дачи.

В настоящее время от Александровой дачи не сохранилось почти никаких следов; только в отдаленной части сада, на холме у оврага, в конце длинной дорожки, еще высится небольшой храмик "Розы без шипов": семь колонн поддерживают круглый купол, внутри которого заметны остатки живописи и фресок. Но в начале 1790-х годов Александрова дача служила предметом восторженных похвал посетителей и тогда же воспета в особой поэме, посвященной императрице. Эта поэма под заглавием "Александрова, увеселительный сад великого князя Александра Павловича", произведение С. Джунковского, составляет большую библиографическую редкость, хотя и была издана два раза: в 1793 году в Петербурге и в 1810 году в Харькове; оба издания в лист; к последнему приложены четыре гравюры, уменьшенные копии с которых мы воспроизводим здесь*. Три из них изображают виды Александрова, а на четвертой, составляющей заглавный лист поэмы, представлен граф Н.И. Салтыков; он повесил на сук ветвистого дерева свои ордена и ленты и, взявшись за плуг, в который впряжены два вола, пашет землю - аллегорическое изображение его деятельности как воспитателя великих князей. Над ними парит голубь, и яркое солнце освещает вдали на горе храм Фелицы, под жертвенником которого курится фимиам. Поэма Джунковского была издана также и во французском переводе, сделанном известным Массоном.

______________________

* Мы воспользовались экземпляром поэмы, находящимся в библиотеке Д.О. Кобеко. Сверх того, мы заимствовали для описания Александровой дачи сведения, находящиеся в примечаниях академика Я.К. Грота к первому тому "Сочинений Державина" и в книге "Павловск. Очерк истории и описание", составленной по поручению великого князя Константина Николаевича в 1877 году.

______________________

По мысли великого князя Александра Павловича, дача Александрова должна была служить как бы живою иллюстрацией к нравоучительной сказке его державной бабки о "Царевиче Хлоре", которая, в свою очередь, вдохновила Державина написать оду "Фелице".

Автор поэмы "Александрова" говорит в предисловии, обращенном к Екатерине II, что великий князь

"яко начальник российского юношества и предшественник великих плодов Твоего матернего о всеобщем воспитании попечения, восчувствовав особливо высокость и справедливость мыслей в одной из начертанных Тобою притчей, называемой "Царевич Хлор", восхотел представить оную в расположении своего увеселительного сада. В самой природе он соорудил себе всегдашний памятник принятого от Тебя воспитания и пример юношам, любящим видеть приятность, соединенную с наставлением".

В стихах, впрочем, довольно плохих, автор поэмы "Александрова" описывает дачу и сад. Из этого описания видно, что дом великого князя Александра Павловича стоял на крутом берегу, и близ него находился шатер с золотым верхом.

В усыпанном кругом цветами поле
Над берегом крутым воздвижен дом.
Как у Киргизских рек на злачном доле,
Поставлен со златым шатер верхом.

К дому вела прямая недлинная аллея, обсаженная цветами; она неожиданно обрывалась за поворотом, и дорога вела на поле и в лес.

Прекрасный вход дорога открывает,
Полна цветов, и кратка, и пряма,
Блаженну жизнь младенцев представляет;
Забавы их премудрость чтит сама,
Но вдруг, поворотясь, стезя пестреет,
Там нежные цветы, там тень имеет,
Излучисто предходят поле, лес.

Дорога следовала через мост, украшенный трофеями, по полю, на котором возвышался павильон, расписанный изображениями богатств; за павильоном - нива, на ней хижина, а напротив ее каменная глыба с надписью: "Храни златые камни" - символ "незыблемой основы благосостояния России при Екатерине II", т.е. ее "Наказа". Нива прилегала к "Храму Цереры". За этим храмом - водный ключ, посвященный имени великой княгини Марии Федоровны; близ его пещера нимфы Эгерии, мудрой наставницы римского царя Нумы Помпилия. Отсюда длинная аллея мимо каскада вела к высокому крутому холму, где находился "Храм розы без шипов", остатки которого, как уже сказано выше, сохранились до сих пор. Посредине этого храма возвышался алтарь, а на нем стояла урна с "розою без шипов". Плафон был расписан фресками, изображающими Петра Великого, смотрящего с высоты небес на "блаженствующую Россию", которая, окруженная символами богатства, наук и промышленности, опирается на щит с изображением "Фелицы", т.е. Екатерины II. Здесь же орел "ломает когтями рога луны", трофеи, трубящая Слава и два ангела с крестом. У подножия храма было большое озеро, образовавшее извилистые протоки и заливы; на озере плавали небольшие суда. В конце тенистого сада возвышался "Храм Флоры и Помоны". Этот сад в первые годы царствования императора Александра I еще сохранял прежний вид; потом начал постепенно приходить в запустение: штукатурка храмов и их облицовка пообсыпались; воды иссякли; аллеи заросли травою; холмы обвалились. Озеро, расстилавшееся у подножия холма и "Храма розы без шипов", представляет ныне лишь глубокую котловину, заросшую кустарником.

Вероятно, существовали какие-нибудь причины, по которым Александрова дача вскоре после ее постройки была пожалована Салтыкову и затем предана жалкому забвению, так что если б Джунковский не сочинил своей поэмы и не приложил бы к ней рисунков, мы не имели бы никакого понятия об этой оригинальной иллюстрации "Сказки о царевиче Хлоре".


Опубликовано: Шубинский С.Н. Исторические очерки и рассказы. СПб.: Тип. М. Хана, 1869.

Шубинский, Сергей Николаевич (1834 - 1913) генерал-майор в отставке, писатель, русский историк, журналист, основатель и многолетний редактор журналов "Древняя и Новая Россия", "Исторический вестник" и библиофил.


Вернуться в библиотеку

На главную