Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово на день праздника Крещения Господня

Проявления благодати Св. Духа

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Поздравляю вас, мои возлюбленные о Христе чада, с великим праздником Крещения Господня.

Господь крестился для того, чтобы положить начало нашему крещению. Во время Божественного крещения сошел на Христа Дух Святый, на Нем почила Божественная благодать, чтобы она снисходила от Бога и на нас во время нашего крещения.

Иначе не могло и быть, так как целью пришествия Господа в мир. Его страдания и смерти на кресте было ниспослание нам благодати Св. Духа, как об этом учит Сам Господь (Ин. 16,7), Его апостолы и св. отцы Церкви.

О, если бы мы во всей полноте знали, какое великое и спасительное для нас благо представляет собою благодать Св. Духа. Тогда мы всецело устремились бы к сему благу, как к самому драгоценному для нас сокровищу, которое, по учению св. Антония Великого, и есть бисер многоценный (Мф. 13,46), или сокровище, сокрытое на селе (Мф. 13,44), которое мы, по словам Христа, должны прежде всего искать (Мф. 6,33).

К сожалению, подавляющее большинство даже православных христиан не имеют о сей благодати никакого понятия. Нечего говорить о католиках, у которых благодать не действует; о лютеранах, у которых нет совсем благодати, и о сектантах, например, евангелистах, которые свили себе гнездо здесь в Софии на месте немецкой кирхи. Нечего говорить о язычниках, у которых нет ничего христианского.

Правда, как Сам Бог, по Своему существу, так и Его свойство, божественная благодать, — непостижимы. Непостижимы даже проявления сей благодати. Вот почему Божественный псалмопевец сказал: «В мори путие Твои, и стези Твои в водах многих, и следы Твои не познаются».

Ясно, что не только благодать Св. Духа, как действие Божие, «путие» и «стези», но и «следы» этого Божественного действия, т.е. проявления благодати, для нашего ума непостижимы.

Однако Господь даровал нам способность чувствовать или испытывать в себе эти проявления благодати Божественного Духа. Так, познавали сию благодать св. апостолы, когда они, согласно обетования Христа, были крещены Духом Святым и на них сошла благодать в виде огненных языков. Они испытывали ее как озарение и просвещение их разума вплоть до проникновения глубин Божественной Премудрости. Апостолы испытывали сию благодать как ничем не преоборимую силу для борьбы со злом, для неуклонного исполнения всех спасительных заповедей и для совершения дивных знамений и чудес. Они познавали эту благодать и как райское блаженство, как Божественную радость, которую, по слову Христа, никто не мог отнять у них никакою скорбью.

Эти дивные проявления благодати после апостолов стали доступны и всем верующим с момента их крещения. Она стала так познаваться и всеми святыми людьми.

Однако сию благодать, как райское блаженство, как мир Христов и как любовь Христову, некогда испытал и грешный обычный человек Мотовилов ради великих дерзновенных молитв прп. Серафима Саровского.

Знаменательно, что прежде, чем Мотовилов ощутил в себе эти благодатные проявления, он увидел лицо св. Серафима озаренным божественным светом. Этот свет несозданный есть первое и неотъемлемое проявление благодати, дарованной нам Господом в крещении. Вот почему, прежде чем апостолы Петр, Иаков и Иоанн познали на горе Фаворской «Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9,1) и почувствовали в своих сердцах райское блаженство, Господь преобразился в Своем Лице и в одежде: «И бысть, — говорится в Евангелии, — егда моляшеся, видение Лица Его ино, и одеяние Его бело блистаяся» (Лк. 9,29).

Этим божественным светом озарилось лицо и первомученика Стефана. «Ивсе, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела» (Деян. 6,15). Св. Антония Великого узнавали по тому божественному свету, которым озарялось его лицо. Такое же благодатное сияние исходило от лица святителя Николая и прп. Серафима Саровского, в особенности когда последний причащался св. Христовых Тайн.

Этот свет благодатный был присущ и всем святым, хотя он и не был виден людям. Его всегда видели демоны, и лучи сего божественного света опаляли их, почему они так боялись святых. Иногда этот свет угодников Божиих созерцался и обыкновенными людьми для их утешения и укрепления в вере и жизни христианской.

К этой-то благодати разумеется, к ее проявлениям, к ее раскрытию мы и должны с вами, возлюбленные, стремиться всем сердцем, как к самой первой цели всей своей жизни. Если этого стремления не будет у нас, мы будем повинны в попрании Крови, которую пролил Господь на кресте, чтобы даровать нам благодать Св. Духа в крещении для раскрытия ея в нас и умножения ея проявлений. Тогда мы будем подобны нерадивому лукавому рабу, который, вместо того чтобы приумножить талант, данный ему от Бога, закопал его в землю (Мф. 15.18). Тогда мы будем подобны и неразумным девам, светильники коих оказались без елея и потому без огня, и они, вследствие отсутствия у них ревности к богоугождению, оказались вне спасительного чертога (Мф. 25,1—13).

Да не будет с нами этого. Будем всегда помнить слова св. Симеона Нового Богослова, который сказал, что кто не имеет целью своей жизни раскрытие благодати крещения, тот не наследует Небесного Царства Христова. А также никогда не будем забывать и слов прп. Серафима Саровского, сказавшего, что целью всей жизни христианской должно быть стяжание благодати Св. Духа, т.е. раскрытие ее в нас до ее дивных проявлений.

Каким же образом мы должны раскрывать, что то же приумножать и возгревать благодать Св. Духа, полученную нами при крещении. Мы должны это делать посредством неуклонного исполнения Божественных заповедей. В этом и состоит все дело нашего спасения и пут ь спасительной жизни.

Да, труден и очень тесен этот путь. Поэтому Господь и сказал: «...узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Мф. 7,14). И как жаль, что очень многие из среды православных христиан не хотят идти этим тесным путем соблюдения спасительных заповедей и предпочитают идти широким путем беспрепятственного удовлетворения своих страстей, своей собственной воли.

Тогда Господь почти насильно влечет нас ко спасению, и вместо креста исполнения Его заповедей посылает нам крест всевозможных сердечных скорбей. В таком случае от нас требуется безропотное несение с терпением этих скорбей и мы должны уже не снимать с себя бремени этого креста, но всемерно осуществлять слова Христа: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21,19).

Если мы будем с христианским терпением идти по сему спасительному пути, то Господь поставит нас выше великих подвижников благочестия.

Некогда св. Антоний Великий и св. Феодосии Великий пророчествовали, что в последние времена оскудеет ревность к подвигам христианской жизни и таких святых отцов, которые просияли в древние времена своими подвигами и благодатными дарованиями, уже не будет. Благочестие ослабеет, и иноки будут жить в миру, не отличаясь ничем от светских людей. Но среди этих христиан последнего времени, как предсказывали древние св. отцы Церкви, будут и такие, которые благополучно укроют себя смирением и будут спасаться сердечными скорбями. Они в очах Божиих будут выше всех великих подвижников древности.

Итак, будем, мои возлюбленные о Христе чада, неуклонно соблюдать все Божественные заповеди. Если же мы провинимся перед Богом тяжким нарушением и попранием св. заповедей, то будем с терпением и смирением нести крест тяжких сердечных скорбей, ниспосланных нам от Бога.

Тогда крещенская благодать Св. Духа воссияет в нас своим божественным светом и другими дивными проявлениями. Тогда исполнятся над нами слова чудной церковной песни, которую мы ныне слышали за Божественной литургией: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»; и благодать крещения будет для нас одеждою Христа.

Эта одежда Христова, или благодатный божественный свет, покроет нас от всех бесовских козней, от бед и скорбей. Она покроет нас от всех нападений демонов, когда наши души после нашей смерти будут проходить воздушные мытарства. Эта одежда, сия благодать, полученная при крещении, раскрытая нами исполнением заповедей и скорбями, покроет нас на страшном суде Христовом. Как брачная одежда, сия благодать введет нас в небесный чертог нашего Спасителя и будет средством и источником вечной непрестанной радости в небесном царстве Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 6 января 1947 г.


Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада