Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово на день Св. Пятидесятницы

О благодати Св. Духа как нашем истинном блаженстве

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, с великим праздником Св. Троицы. Сошествие Св. Духа на апостолов было венцом и последнею целью божественного домостроительства о нашем спасении.

Прекрасно учит о спасительном для нас значении ныне празднуемого Церковью события св. Иоанн Златоуст в своих проповедях на день св. Пятидесятницы. Он говорит, что через ниспослание Св. Духа на апостолов Господь даровал всем верующим в Него величайшие блага. С этого момента мы, для освобождения от греха и для своего освящения, принимаем от Св. Духа Его божественную благодать, или Его дары: ведения, исцеления, пророчества, рассуждения и даже самую веру, ибо, по свидетельству ап. Павла, «никто же может реши Господа Иисуса, точию Духом Святым» (1 Кор. 12,3). Так проповедует св. Иоанн Златоуст о великих благах, дарованных нам сошествием Св. Духа на апостолов.

В Свящ. Писании указываются и многие другие блага, которые подаются нам Святым Духом. Тот же ап. Павел в Послании к галатам говорит: «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5,22—23).

Впрочем, все эти дарования Духа можно назвать одним благом, именно — блаженством Царства Христова, которое мы получаем от Духа Святого. Благодать Духа в ее различных и дивных проявлениях рождает в нас блаженство Царства Божиего. Поэтому она есть наше истинное христианское счастье. Недаром Господь Спаситель назвал Святого Духа Утешителем (Ин. 14,26; 15, 26; 16,7). Сие наименование говорит нам, что только от Духа Святаго мы можем иметь настоящее утешение во всех наших скорбях и через Его благодать еще здесь получить доступ ко всем радостям божественного Царства.

Эта благодать есть наше истинное блаженство и потому, что ею, при молитвенном призывании Св. Духа, хлеб и вино в таинстве св. Евхаристии пресуществляются в Тело и Кровь Христа. А св. Тайны Христовы являются источником величайшей нашей радости и предвкушением будущего райского блаженства.

Благодать Св. Духа есть наше истинное блаженство и потому, что через нее рождается в сердцах последователей Христа то блаженное состояние, о котором ап. Павел сказал: «...Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яжеуготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим» (1 Кор. 2,9—10).

Что может быть блаженнее того состояния, когда вся Божественная Троица вселяется в человека и он делается едино с Богом по благодати. Но это блаженное единение, по учению Христа, достигается через исполнение нами божественных заповедей (Ин. 14, 23). А соблюдать спасительные заповеди мы можем только при содействии дарованной нам возрождающей благодати Св. Духа. Следовательно, и по этой причине она есть наше истинное божество.

Наконец, мы так называем благодать и потому, что она, как учит св. Василий Великий, будет источником нашею блаженства в неизреченном и вечном царстве Христовом.

Вот какое спасительное значение имеет для нас сошествие Св. Духа на апостолов. Они получили благодать Св. Духа, которая есть и наша благодать. Вместе с нею они получили блаженство Царства Христова, которое есть и наше блаженство. Разница здесь заключается лишь в том, что эта благодать с ее чудными проявлениями и ее блаженством в апостолах раскрылась сразу во всей полноте и доступном для человеческого естества совершенстве, а в нас, как учат св. отцы: Марк Подвижник, Блаженный Диадох, иноки Каллист и Игнатий, а вместе с ними и наш великий богослов еп. Феофан Затворник, сия благодать раскрывается постепенно, по мере исполнения нами божественных заповедей, и в особенности посредством нашего покаяния и смирения. Но так же, как и в апостолах, благодать Св. Духа может раскрыться в нас во всей возможной для нас полноте, если мы всем своим существом будем стремиться к ней, как к самому драгоценному сокровищу.

Такое великое устремление к благодати и было в жизни угодников Божиих. Ради сей благодати, как сокровища, скрытого на поле, или драгоценной жемчужины (Мф. 13,44—45), святые оставляли все блага мира сего и никакие скорби и страдания не могли ослабить их благодатной ревности. А блаженные Христа ради юродивые даже сами искали этих скорбей и всевозможных страданий, лишь бы иметь в своем сердце сию благодать Божественного Духа с ее райским блаженством. Они знали вместе с ап. Павлом, что «по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1,5).

К этой-то благодати или блаженству Царства Христова, как к самому высшему для нас благу и последней цели, к которой мы предназначены Богом, и призывает нас Господь, говоря: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6,33). Несомненно, это благодатное небесное блаженство имел в виду и св. ап. Павел, когда сказал: «Горняя мудрствуйте, а не земная» (Кол. 3,2). А наш великий оптинский старец иеросхимонах о. Амвросий, согласно с этими апостольскими словами, увещевает нас жить так, как бежит колесо, которое всеми своими частями постоянно устремляется кверху и только одною своею точкою на одно лишь мгновение касается земли.

Увы! Многие ныне христиане не следуют сему призыву, но всецело устремляются к благам земного счастья. Как никогда, они обуреваются неодержимым влечением к радостям плотской страсти. Открытый плотский разврат стал характерным признаком их жизни. Таким же отличительным свойством современных христиан является сребролюбие, которое побуждает в данный момент, несмотря на все наши культурные достижения, готовиться к небывалому по жестокости взаимному человеческому истреблению.

Печальнее всего то, что в этом гибельном устремлении к благам земного счастья современные христиане не могут остановиться, ибо не учение Христа, апостолов, св. отцов и даже не совесть являются для них жизненным руководством, а человеческий разум, плененный и ослепленный гордостью, которая толкает их на путь всевозможных заблуждений, ересей и богоборчества, не допуская даже малейшего прикосновения к ним доброго, спасательного воздействия.

Что же касается благодати Св. Духа, то не только христиане вообще, но подавляющее большинство православных христиан потеряло о ней всякое представление, еще во времена прп. Серафима Саровского Мотовилов спрашивал его, что такое благодать Св. Духа и нельзя ли ему испытать ее действия. Мотовилов оказался исключительно счастливым человеком. Он встретился с величайшим угодником Божиим, желания и молитвы которого Господь исполнял незамедлительно. В ответ на слова Мотовилова прп. Серафим вознес к Богу сердечную молитву, и тотчас лицо его озарилось чудным благодатным светом. Вместе с этим Мотовилов ощутил дивные проявления благодати в душе своей и опытно узнал, в чем состоит блаженство благодати, или наше истинное христианское счастье.

Но Мотовилов искренно желал сей благодати. Поэтому Господь, при содействии молитв прп. Серафима, исполнил его желание. Будем и мы с вами, мои возлюбленные о Христе чада, всем существом стремиться к благодати как цели всей нашей жизни. Будем помнить, что Сам Господь дарование нам этой благодати считал целью всех Своих страданий, вплоть до Своего восшествия на крест, сказавши ученикам: «...Уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам» (Ин. 16,7). Вот почему Симеон Новый Богослов говорит: «То и было целью и конном всего воплощенного домостроительства Христова, чтобы Духа Святого принимали в души свои верующие в Него... и чтобы действием сего Духа... они обновлялись и пересозидались по уму, совести и по всем чувствам».*

______________________

* Св. Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1892. Вып. 1. С. 291.

______________________

Могут спросить: как же нам желать благодати Св. Духа и стремиться к ней, когда она уже есть в нас, когда мы получили ее в св. крещении и миропомазании и продолжаем получать ее в других таинствах Церкви? Да, мы. имеем в сердцах своих сию божественную благодать. Но когда мы тяготеем к земле и увлекаемся всецело счастьем земным, тогда Дух Святый отходит от нас Своею благодатию и мы можем погибнуть навеки. Ведь в таком неудержимом устремлении к плотскому счастью и была причина гибели людей при всемирном потопе, пред которым Господь сказал: «...не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт. 6, 3). Да, мы имеем в себе благодать Св. Духа, и тем не менее мы должны стремиться к ней, т.е. раскрывать и приумножать ее в себе, как учат св. отцы Церкви посредством исполнения божественных заповедей, через покаяние и в особенности смирение. Покажем на деле свое стремление к благодати Св. Духа. Иначе сказать, будем неуклонно соблюдать заповеди нашего Спасителя, будем плакать о грехах своих, а больше всего смиряться перед Богом и людьми, чтобы Дух Святый в силу нашего нерадения о христианской жизни не отошел от нас, и мы не погибли бы навеки. Вот почему св. Церковь требует, чтобы мы всегда, а в особенности в сей праздник Пятидесятницы, молились Царю Небесному такими словами: «Прииди и вселися в ны». Она следует в данном случае увещанию великого ап. Павла, который в Послании к евреям говорит: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией... будем хранить благодать...» (Евр. 12,15.28).

Поэтому пусть главнейшим предметом наших забот и стараний будет постоянная сердечная молитва о том, чтобы благодать Св. Духа всегда пребывала с нами как источник истины, силы и радости в нашей жизни. Мы молились об этом вчера за всенощным бдением и сегодня за божественной литургией. Будем молиться об этом и сейчас за Троицкой вечерней. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и причастие Св. Духа буди со всеми нами. Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, июнь 1937 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада