Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово на пострижение Георгия Шелехова

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Приветствую тебя, мой возлюбленный о Христе сын о. Николай, с принятием ангельского образа.

Много назидательных слов ты слышал сейчас при совершении над тобою церковного чина пострижения. Но мне хотелось бы, чтобы в душу твою особенно запали и навсегда сохранились в ней следующие слова: «Добрая бо дела трудом стяжаваются и болезнию исправляются». Так говорит св. Церковь, имея в виду иночество, которое есть не только доброе дело, но и самое высшее из всех христианских дел и подвигов, ибо оно есть отречение от всех сокровищ мира для нашего всецелого единения со Христом. «Монашество. — говорит еп. Феофан Затворник, — есть, с отрешением от всего, непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге».

Таким образом, иночество есть не что иное, как средство к стяжанию нами совершенной любви к Богу. Из любви к Богу оно рождается и в своих подвигах есть эта любовь, которая, по словам Христа, является самою первою божественною заповедью. Вот почему прп. Исидор Пелусиот, сей великий и просвещенный инок, имея в виду слова Христовы: «И сии суть, иже на земли добрей сеяннии, иже слышат слово и приемлют, и плодствуют на тридесять, и на шестьдесят, и на сто (Мк. 4,20), говорит: «Под приносящими плоды в тридцать крат разуметь должно живущих чисто в браке, в шестьдесят крат — должно разуметь живущих в мучительном воздержании от брака, а в сто крат — провожающих жизнь в чистом и блаженном девстве».

Поэтому на иноков Господь изливает Свои поразительные милости. В древней назидательной книге «Луг Духовный» сообщается, как был избавлен от неминуемой смерти некий человек, убегавший от разбойника. Над ним был уже занесен меч, но он дал обет принять монашество, и тут же чудесно был спасен от смерти. Великий старец Оптиной пустыни иеросхимонах Амвросий в молодости смертельно заболел. Он уже прощался с миром, но дал обет быть монахом и после этого стал выздоравливать. Как видно из жизнеописания прп. Даниила Столпника, и на небесах истинных иноков ожидает особенная слава, сравнительно с праведными мирянами (Четьи-Минеи. Декабря 11-го).

Но насколько монашество есть самое великое и угодное Богу дело, настолько оно является и трудным. Св. Феодор Студит называет монашество мученичеством, т.к. здесь совершается мучительное умерщвление своей воли и всех ее плотских хотений. Здесь не только нужно бороться со своим человеческим естеством, но и со злыми духами, почему ап. Павел сказал: «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6,12).

Но этим еще не исчерпывается вся тяжесть иноческой внутренней брани. Ты должен быть всегда готовым встретиться на своем иноческом пути и с таким явлением: чем добросовестнее будешь ты бороться со страстями и чем более ты будешь побеждать молитвой и постом диавола, тем сильнее он будет нападать на тебя. В том же «Луге Духовном» мы находим повествование об одном иноке, который испытывал сильную плотскую брань от помыслов. Вследствие этого сей инок пламенно и часто молился пред иконой Божией Матери. Однажды он с великой горечью воскликнул: «Когда же ты, диавол, оставишь меня в покое?» Мгновенно предстал пред ним демон и сказал: «Тогда, когда ты перестанешь молиться перед сею иконою». Если же диавол во внутренней твоей брани с ним будет посрамлен тобою, то он и после этого не оставит тебя в покое и будет внешне нападать на тебя посредством всевозможных людских злословий и клевет. Поистине тернист путь иноческий, и слова Христа: «...узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Мф. 7, 14), по преимуществу относятся к инокам.

Все это я говорю тебе, возлюбленный о Христе сын мой, вовсе не для того, чтобы устрашить тебя тяжестью предстоящего тебе монашеского подвига, а для того, чтобы сказать: чем труднее будет твое воинствование за чистоту, за Христа и Его вечное Царство, тем более тебе будет и помощи от Бога. И ты слышал сейчас такие отрадные слова Господа, Который, невидимо присутствуя на твоем пострижении, устами Церкви Своей говорил тебе: «Аще бы и жена забыла исчадие свое. Аз же не забуду тебе». Господь всегда будет ограждать тебя Своими ангелами. Некогда св. Антоний Великий молил Бога показать ему, какой покров окружает и защищает монаха. «И видел я монаха, — говорит св. Антоний, — окруженного огненными лампадами, и множество ангелов блюли его как зеницу ока, ограждая мечами своими». Не оставит тебя без особенного Своего небесного покровительства и Сама Пречистая Божия Матерь, Которая воспевается Церковью как «столп девства». А в видении знаменитому старцу Киево-Печерской лавры иеросхимонаху о. Парфению Ей угодно было назвать Себя первой монахиней.

С радостию всегда памятуй, что в пострижении своем ты воспринял от Бога особую, дивную благодать Св. Духа. Подобно крещенской, она снимает с нас все грехи наши от рождения. Эту благодать некогда созерцали в виде сияющих венцов на главах постригаемых при дивном ангельском пении свв. Симеон Христа ради юродивый и спостник его Иоанн.

Будь только смиренным. «Кто не имеет смирения, — говорит св. Феодор Студит, — тот не может быть монахом». На мой вопрос, заданный некогда праведной и мудрой старице Варсонофии, игумений Космо-Дамианского женского монастыря в Крыму, сколько в ее монастыре монахинь, она ответила: «Пять» — «Почему же пять, — спросил я, — когда в Вашей обители множество сестер?» — «Потому, — сказала она. — что из этого множества только пять истинных смиренных монахинь». Без смирения при всех, даже великих подвигах поста и молитвы мы делаемся фарисеями, без всякой любви к ближним, с способностью только их осуждать, клеветать на них и тем самым нравственно их убивать. А при смирении мы будем неуязвимы для бесов, низлагающих нас за гордость и тщеславие, ибо, по словам прп. Иоанна Лествичника, «смиренному некуда падать: он всегда лежит на земле». Некогда св. Антоний Великий видел на земле сети диавола и воскликнул: «Кто может их избежать?». И сказано ему было Богом: «От них спасаются только смирением». Только через смирение Господь сообщает нам Свою благодать, как говорится в Свящ. Писании: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Исае. 4,6).

Отсюда понятно, что мы ничем так не приближаемся ко Христу, как только смирением, согласно Его словам: «Приидите ко Мне, еси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток еемь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11,28—29). И как может быть иначе, когда Господу угодно было для стяжания Его небесного Царства положить смирение в основу всех христианских добродетелей, почему Он и сказал: «Блажени нищий духом: яко тех есть Царствие небесное» (Мф. 5,3).

Помни всегда пророчество древних св. отцов Церкви об иноках последнего времени. Св. отцы предсказывали современное падение нравов, а вместе с тем и падение иночества. Но в то же время они пророчествовали, что в последнее время будут и такие иноки, Которые окажутся выше великих подвижников древности, хотя они будут жить не в пустыни, а в миру среди разврата и всяких соблазнов, ибо будут спасаться сердечными скорбями и смирением, коими благополучно укроют себя от мира и от всего мирского.

Да поможет тебе Господь, сын мой, приобрести это смирение. Тогда с тобою всегда будут угодники Божий, св. ангелы, Пречистая Божия Матерь и Сам Господь. Тогда почиет над тобою Его божественная благодать. Этой благодати Божией, всегда охраняющей нас от всякого зла, радующей нас радостью Христовою и утешающей нас во всех наших скорбях, я тебя и вручаю.

А также призываю на тебя великий покров твоего нового небесного руководителя св. Николая Чудотворца, первого после Божией Матери заступника христианского рода. Да оградит он тебя своим заступлением от всех козней вражиих. Да управит он твою иноческую жизнь во святыне духа и да наставит тебя на всякую истину, чтобы быть тебе достойным иноком для твоего собственного спасения и во благо нашей Русской Православной Церкви. А в будущей жизни да приведет тебя святитель Николай ко Христу для участия в небесном и вечном блаженстве Его Царства. Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 19 ноября 1933 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада