Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

О внутреннем участии Девы Марии в деле нашего спасения как причине Ее величайшего молитвенного дерзновения. О смирении Пресвятой Девы

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Нигде так не ублажается Пресвятая Дева Мария, как в богослужениях праздника Благовещения. Здесь Она прославляется, как Виновница нашего спасения. «Днесь спасения нашего главизна», — говорится в праздничном тропаре. Но тот же тропарь указывает нам и причину, почему Дева Мария так чествуется Церковью: «Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует». Потому Дева Мария прославляется, как Виновница нашего спасения, что Она сподобилась быть Матерью Сына Божиего и даровала нам возможность получать благодать Св. Духа, чтобы делаться нам сынами Божиими по благодати и наследовать здесь, и особенно в будущем веке, божественную славу.

Отсюда становится понятным, почему мы вместе с Церковью ни к кому из святых и ангелов, а только к Ней одной, как и ко Христу Спасителю, обращаемся с молитвенными словами: «Спаси нас», ибо, как учит еп. Феофан Затворник, только Она одна имела особенное, внутреннее участие в деле нашего спасения. Для этого спасения надо было воплотиться на земле Богу. Откуда Господь взял тело Себе? Из утробы Пречистой Девы Марии. Затем, Господь говорит нам: «...аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» (Ин. 6,53). Значит, без причащения св. Христовых Тайн нет нам спасения. Откуда же это Тело и Кровь в Божественной Евхаристии? Опять из благодатных девственных недр Пречистой Девы Марии. Так дивно участвовала в спасении человеческого рода Матерь Божия, давши из Себя тело Богу для его воплощения. Так Она продолжает спасать и будет спасать нас до кончины мира через таинство Божественной Евхаристии. Вот почему Матерь Божия имеет такое молитвенное дерзновение перед Сыном Своим, Господом Иисусом Христом. Если Бога будет умолять о нас вся Церковь земная и небесная со всем ангельским воинством, со всеми святыми, то не получится такой силы молитвенного ходатайства, какое принадлежит Ей одной, нашей Заступнице. Пресвятой Деве Марии.

Поэтому будем во всех наших скорбях и напастях молитвенно прибегать к Божией Матери с непреложным упованием, что каждая наша молитва, обращенная к Ней, будет Ею услышана. Тебе трудно отстать от великого греха, к которому ты пристрастился? — Молись Матери Божией, и Она поможет тебе сбросить тяжкие цепи царствующего над тобою греха. Ты лишился места и остался без средств к жизни? — Молись Ей, и Она поможет тебе. Ты находишься в унынии, в смертельной тоске? — Как можно чаще произноси молитву: «Богородице Дево радуйся», или «Не имамы иныя помощи», или просто взывай: «Матерь Божия. прости меня. Матерь Божия, обрадуй меня». И Она. Утешительница и всех скорбящих Радость, отрет твои слезы рукою Своею и обрадует тебя скорою Своею дивною радостию.

Но вот могут сказать: как горячо мы молились Божией Матери, но Она не исполнила нашей молитвы. Ответим на это словами св. Иоанна Златоуста. «Когда, — говорит он, — Господь не исполняет наших молитв, это верный признак, что благо, испрашиваемое нами, нам не на пользу и что Он, милосердный, в ответ на нашу молитву, хочет дать нам несравненно большее благо, чем то, которое мы у Него просим». Поэтому будем, возлюбленные, всегда помнить, что ни одна наша молитва к Божией Матери не является бесплодной, ибо слишком велика Ее любовь к нам и всесильно Ее заступление за нас перед престолом Божиим.

Спасительно, наконец, нам памятовать, что такое заступление Божия Матерь приобрела от Бога не только в силу внутреннего участия в деле нашего спасения, но и в силу Своего дивного смирения. Об этом смирении свидетельствуют следующие слова одной из благовещенских стихир: «Да не прельстиши Мене лестию, не познах бо сласти, бракуешь непричастна. Како убо Отроча рожду? (2-я стихира на «Господи воззвах»). Эти слова являются перифразом слов Девы Марии из Евангелия: «Како будет сие, идеже мужа не знаю» (Лк. 1, 34), которые сказала Она архангелу Гавриилу в ответ на его благовестие. Эти слова весьма для нас назидательны, ибо свидетельствуют, что Дева Мария получила такую великую славу от Бога не без Своих заслуг. Они прежде всего указывают нам на полную противоположность между первою матерью всех живущих — Евой, и второю матерью всех духовно живущих — Пресвятою Девою Мариею. Первая прельстилась диавольскими словами лжи «будете яко бози» (Быт. 3, 5), а вторая боялась прельститься даже словами божественной истины, т.е. благовестием о грядущей необычайной Ее славе — быть Матерью имеющего воплотиться от Нее Бога (Лк. 1,31—34). Поэтому от первой

Евы, вследствие ея тщеславия, началась гибель человеческого рода, а вторая Ева — Дева Мария, благодаря Своему смирению, сделалась основою спасения человечества.

Какой же спасительный урок преподает нам здесь св. Церковь? Мы должны подражать Пречистой Деве Марии в Ее смирении. Через это смирение Пресвятая Дева сделалась Матерью Бога и получила великую божественную славу, как об этом Она Сама свидетельствовала в Своем гимне перед праведной Елизаветой в словах: «Яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя еси роди» (Лк. 1, 48). Этому смирению Божией Матери всегда подражали святые в своей духовной жизни и в благодатной своей славе, и чем более в них блистала благодать, тем более они смирялись. Так, ап. Павел называл себя рабом своих духовных детей (2 Кор. 4, 5). Св. Серафим Саровский, который двенадцать раз удостоился дивных явлений ему Пречистой Божией Матери и был вознесен, подобно ап. Павлу, до третьего неба, иначе не называл себя, как убогим и грешным Серафимом, кланялся мирянам до земли и даже целовал у них руки.

Будем и мы. возлюбленные, вместе с угодниками Божиими подражать смирению Божией Матери. Поэтому, когда люди будут хвалить нас, вспомним слова пророка Исайи: «Блажащие вас льстят вы и стези ног ваших возмущают» (Ис. 3, 12). Не будем подобны бесплодному древу, пустые ветви коего всегда устремляются вверх и которое, по словам Христа, срубают и бросают в огонь. Но будем подобны древу, ветви которого, от множества на них плодов, склоняются к земле.

Такому смирению да научит нас Сама Пречистая Божия Матерь и да укрепит нас, чтобы не впасть нам в пагубную прелесть через самомнение и тщеславие, чтобы быть нам всегда в православной вере и благодати Св. Духа. Тогда мы станем истинными чадами Божиими и будем всегда находиться в единении со Христом, вкушать радость этого единения еще здесь на земле и особенно в будущем веке, в небесном Царствии Христовом, ради молитв нашей Заступницы Пречистой Девы Марии. Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 25 марта 1931 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада