Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово на праздник Крещения Господня

О внутренней крещенской благодати

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



«Явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце» (Тит. 2, 11—12)

Вот слова апостольского чтения в честь великого праздника Крещения Господня, на которых мне хотелось бы в данную минуту остановить ваше внимание, возлюбленные во Христе братия и сестры. Здесь говорится о явлении благодати, которая, по учению ап. Павла, делает нас целомудренными, праведными и благочестными, т.е. святыми.

Что же это за благодать, о которой говорит здесь апостол как о средстве к стяжанию святой спасительной жизни? По учению преподобного Иоанна Кассиана, надо различать два вида благодати: благодать внешнего промышления, через которую Господь действует во всем мире или непосредственно, или посредством ангелов, людей и даже видимой природы; и благодать как внутреннюю божественную силу. Именно эту последнюю благодать и надо разуметь в данных словах св. апостола. Она действовала в жизни первых людей в раю и была источником их истинного ведения, святости и блаженства. После же падения наших прародителей она оставила их. и потребно было Спасителю воплотиться, пострадать, умереть и воскреснуть, чтобы сия благодать опять была дарована людям. Эта милость Божия и излилась на нас, когда, по обетованию Христа, Дух Святый в Своей многообразной благодати сошел на апостолов как истина (1 Ин. 5,6; Ин. 15,26; 16,18), как сила (Деян. 1,8) к как утешение (Ин. 14,16. 26; 15,26; 16,7), или Божественная радость. С тех пор благодать Св. Духа стала подаваться верующим в Церкви через таинства крещения и миропомазания для возрождения нашего ума, воли и сердца.

Как возрождающая Божественная сила, она стала царствовать внутри нашего существа, в самом сердце человека. До появления этой благодати, как учит великий из св. отцов блаженный Диадох, в сердце царствовал грех, а благодать действовала совне. А после явления благодати грех действует на человека совне, а благодать — в сердце. В этом, между прочим, состоит различие между Ветхим и Новым Заветом.

Конечно, по существу мы никогда не определим, что такое благодать Божия. Св. Макарий Великий учит, что как Бог непостижим в Своем существе, так не может быть познана в своей сущности и благодать Св. духа, ибо она есть неотделимая от Бога Его Божественная сила. Вот почему Сам Господь, предлагая учение о благодати как действии Св. Духа прибегал к приточным формам. Ее Он имел в виду, как говорит св. Симеон Новый Богослов, когда сказал: «Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся» (Лк. 12,49). Ту же благодать Св. Духа Господь имел в виду, когда в последний великий день праздника возгласил: «...аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: Веруяй в Мя... реки от чрева его истекут воды живы». «Сие же рече, — замечает Евангелист, — о Дусе, Егоже хотяху приимати верующий во имя Его». (Ин. 7,37. 39).

Однако мы можем познавать благодать Св. Духа опытно, духовно, когда будем испытывать в своем сердце ее спасительные действия, воспринимая от нее истинное ведение о Боге и о мире, чувствуя в себе ее силу для борьбы со грехом и ее неизреченную радость. Мы узнаем, что такое благодать Св. Духа только тогда, когда она будет в нас царствовать над всеми нашими страстями, и мы будем ощущать ее, как Царство Божие, как правду, мир и радость о «Дусе Святе» (Рим. 14,17).

Такое именно опытное познание о благодати оставили нам в своих творениях св. отцы Церкви: Антоний Великий. Макарий Великий, блаж. Диадох, прп. Симеон Новый Богослов и великий богослов нашей Русской Церкви — епископ Феофан Затворник. Они чувствовали в себе благодать Св. Духа как дар Божественного ведения и премудрости, и настолько, что могли других озарять светом Божественной истины. Они ощущали в себе благодать как Божественную силу, ибо ею совершали дивные чудеса, ею предсказывали будущее. Эта благодать переживалась ими как внутренняя неиссякаемая Божественная радость, которую они испытывали непрестанно и которою утешали скорбные сердца верующих.

Ясно отсюда, каким великим благом является для нас благодать Св. Духа. Что она есть самое драгоценное сокровище, об этом свидетельствует учение Христа, апостолов и св. отцов. По учению Христа, благодать Св. Духа является таким величайшим для нас благом, что ниспослание ее нам было целью Его страданий и смерти, как это видно из Его прощальной беседы с учениками (Ин. 16,7). Так смотрели на благодать и св. апостолы, ибо учение о спасении благодатию, в силу крестной смерти Христа, было центральным в их благовести, о чем особенно ярко свидетельствуют послания св. ап. Павла. Не могли иначе смотреть на благодать Божию и св. отцы Церкви. Так, св. Симеон Новый Богослов говорит: «То и было целью и концом всего домостроительства Христова, чтобы верующие принимали в души свои Духа Святаго, и чтобы Он был как бы душою нашей души, и чтобы действием Сего Духа мы переплавлялись и пересозидались по уму, совести и повеем чувствам». А великий угодник нашей русской Православной Церкви св. Серафим Саровский учил, что стяжание благодати Св. Духа (т.е. раскрытие ее в нас) есть цель всей нашей жизни христианской.

Вот о явлении какой благодати говорят слова ап. Павла, слышанные нами ныне за литургией.

Какой же, возлюбленные, мы должны отсюда извлечь для себя спасительный урок? Слыша эти апостольские слова, мы должны радоваться и благодарить Бога, что являемся чадами Православной Церкви Христовой, через которую Господь дает нам эту великую благодать, не сравнимую ни с какими сокровищами мира. В католичестве нет такой благодати; вернее, она не может у католиков проявиться, в силу их отступления от истин православной веры. В этом заключается самая существенная разница между Православием и католичеством. В последнем эта благодать, получаемая в таинствах св. крещения и миропомазания, как божественная искра, сокрыта под пеплом всевозможных лжеучений, а в нашей Православной Церкви она, как солнце, сияет, проявляясь в дивных и разнообразных дарованиях, какими одарил Господь святых Своих, исполнив в их жизни Свое слово: «Удиви Господь вся хотения Своя в них» (Пс. 15,3).

Что же касается протестантства, то здесь совсем нет возрождающей благодати Св. Духа в ее дивных проявлениях, ибо у протестантов нет таинства св. миропомазания, в котором подаются благодатные силы к тому, чтобы стать нам новою тварью во Христе.

Впрочем, мы не только должны радоваться, что мы чада Православной Церкви, получающие от нее великую благодать. Мы должны в жизни нашей раскрывать эту благодать до ее дивных проявлений. А это осуществится только тогда, когда мы будем неуклонно исполнять все божественные заповеди. Поэтому пусть слова ап. Павла, ныне слышанные нами за литургией, возбуждают в нас не только чувство радости, но и стремление к тому, чтобы осуществить их в нашей жизни. Тогда благодать Св. Духа будет научать нас спасительной, целомудренной и святой жизни и к нам вполне будут применимы слова ап. Павла: «Явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце» (Тит. 2.11. 12). Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 6 января 1924 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада