Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово на праздник Крещения Господня

О крещенской благодати как отличительном признаке православных христиан

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, с великим праздником Крещения Господня. Молитвенно желаю, чтобы Господь не лишил всех нас благодати Св. Духа — той благодати, которая некогда сошла на Иисуса Христа во время Его Крещения от Иоанна Предтечи.

Не для Спасителя сошла эта благодать, ибо Он как человек был исполнен ею в самой совершенной мере еще с момента Своего зачатия в утробе Пречистой Девы Марии, которое совершилось Духом Святым. Благодать сия сошла на Христа для воспринятого Им на Себя нашего человеческого естества с тем, чтобы после Крещения Господня начиная с апостолов и все люди крестились и в своем крещении получали божественную благодать в целях своего спасения. Вот почему ап. Павел ныне за литургией, имея в виду крещение Господне, а потом и наше крещение, на апостольском чтении говорит нам: «Явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Тит. 2,11-13).

Учение о таком спасительном действии новозаветной крещенской благодати было еще в Ветхом Завете. Имея в виду такое действие сей благодати в жизни новозаветных верующих людей, великий пророк Иезекииль так говорил им от лица Господня: «И воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших... и очищу вас. И дам вам сердце ново, и дух нов дам вам, и отъиму сердце каменное от плоти вашея, и дам вам сердце плотяно, и Дух Мой дам в вас (Иез. 36, 25-26).

Мы с вами, возлюбленные о Христе чада, должны знать учение о новозаветной, возрождающей нас благодати, ибо оно является сущностью нашей православной веры. Ведь ниспослание нам благодати Св. Духа было целью страданий и смерти Христа, по Его собственным словам (Ин. 16,7). А по учению прп. Симеона Нового Богослова, восприятие нами этой благодати было последнею целью всего божественного домостроительства в деле нашего спасения*. По свидетельству сего великого отца Церкви, кто не живет для сей крещенской благодати, как цели своей жизни, тот никогда не наследует Царства Небесного.

______________________

* Св. Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1892. Вып. 1. С. 291.

______________________

Но если эта благодать есть цель нашей жизни, то, само собой разумеется, мы должны о ней иметь познание. Вот что прежде всего мы должны знать с вами, возлюбленные, касательно новозаветной благодати, которую мы получаем во время нашего крещения в таинстве св. миропомазания. Если она, как видим мы из слов ап. Павла и пророка Иезекииля, делает нас святыми и обновляет наши сердца, то при помощи какой же благодати Св. Духа делались праведниками люди в Ветхом Завете? Иначе сказать: какая существует разница между действием ветхозаветной и новозаветной благодати?

На этот вопрос отвечает нам Блаженный Диадох, говоря, что до Христа благодать Св. Духа действовала совне на человека, а грех действовал в самом сердце его; после же Христа, наоборот: грех действует совне на человека, а благодать — в самом сердце его»*.

______________________

* Добротолюбие. М.. 1888. Т. III. С. 53.

______________________

Отсюда, по учению св. Иоанна Златоуста и прп. Иоанна Кассиана, ветхозаветная праведность могла возвышаться лишь до освобождения человека от пороков, до воздержания от внешних преступных деяний, а внутренней чистоты и внутренних высших совершенств она не давала*. Вот почему, по словам св. Иоанна Златоуста, такие великие ветхозаветные праведники, каковыми были Моисей и Самуил, не дерзали вступать на путь девственной жизни и были связаны брачными узами.

______________________

* Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1903. Т. VIII. Кн. 1. беседа XIV. С. 92; Т. IX, беседа XXV. С. 162—165; Беседа на Послание к римл. 7,14. С. 48; Св. Иоанн Кассиан. Собеседование XIII. С. 404.

______________________

И лишь новозаветная праведность, как учат прп. Макарий Великий и тот же прп. Иоанн Кассиан, дала возможность достигать человеку совершенных добродетелей по их сердечной чистоте и неизменности*. Эти новозаветные добродетели являются дивными делами Божиими и даже самым великим чудом, превращающим человека плотского — в духовного и земного — в небесного**.

______________________

* Прп. Макарий Великий. Творения. Сергиев Посад. 1904. Беседа XXVI. С. 202—203; Св. Иоанн Кассиан. Творения. С. 404.
** Св. Иоанн Кассин. Творения. С. 397—398.

______________________

Только в Новом Завете настала возможность для появления таких величайших праведников, какими были ап. Павел, св. Андрей Христа ради юродивый, св. Варсонофий Великий и прп. Серафим Саровский. Будучи в теле, они возносимы были Богом до престола Божиего — туда, где непрестанно славословят Св. Троицу Серафимы и Херувимы. Живя на земле, они наслаждались райским блаженством, в то время как для ветхозаветных праведников это блаженство было закрыто, и даже самые великие из них после своей смерти сходили в ад. Новозаветные праведники представляют из себя чудное зрелище, подобное купине, которая горела и не сгорала. Подвергаясь всем немощам и страданиям человеческой плоти, они были в теле как не в теле. Испытывая на себе нападения греха, страстей и диавола, они были неуязвимы, и потому новозаветные праведники ублажаются Церковию как небесные люди и земные ангелы. Подобно Богу, они всегда озарялись невидимым для обычного человеческого глаза неизреченным светом, в особенности после св. Причащения, которое их обожило и делало ангельски совершенными, чистыми и святыми, и не только в делах, но и в помыслах, чувствах и желаниях.

Вот чем отличается Новый завет от Ветхого, или действие ветхозаветной благодати от новозаветной.

Если мы теперь пожелаем узнать, какая существует в отношении к сей новозаветной благодати Св. Духа разница между христианами православными, с одной стороны, и инославными, т.е. католиками и протестантами, — с другой, то опять увидим очень большое различие между теми и другими, с нравственным превосходством первых над последними.

Нельзя говорить, что у католиков нет благодати. У них есть благодать в силу непрерывной преемственности законной иерархии, ведущей свое начало от самого ап. Петра. Но эта благодать у католиков не действенна. Она, если только можно так выразиться, связана католическими ересями и потому не спасает. И к католикам вполне применимы слова ап. Павла: «...аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» (Гал. 1, 8).

Что же касается до протестантов, то их даже и сравнить нельзя с православными в отношении к новозаветной благодати, ибо у них нет сей внутренней перерождающей благодати. Нет ее потому, что она во всех дарах Божественного Духа подается верующим в таинстве св. миропомазания. А сего таинства нет у протестантов. Кроме того, нет у них и таинства священства. Следовательно, нет иерархии, через которую изливалась бы сия благодать.

Впрочем, в отношении к сей новозаветной благодати существует огромная разница и среди самих православных христиан, что мы должны с вами, возлюбленные, более всего знать и о чем всегда должны памятовать. Иноки Каллист и Игнатий, со слов богоносного св. Марка Подвижника, говорят, что в таинствах крещения и миропомазания мы воспринимаем совершенную благодать Св. Духа, с тем чтобы через покаяние и исполнение заповедей Божиих раскрывать или возгревать, в себе эту божественную благодать до дивных проявлений и плодов Св. Духа*.

______________________

* Добротолюбие. М., 1889. Т. V. С. 335-337.

______________________

Но огромное большинство православных христиан не печется об этом и уподобляется в своем отношении к получаемой ими благодать Св. Духа неразумным девам (Мф. 25, 1—13), у которых, в силу их нерадения, погасли светильники, почему они и не вошли в брачный чертог Жениха. Православные христиане в своем подавляющем большинстве не только не раскрывают и не возгревают в себе крещенскую благодать, но отгоняют ее своими страстями, в особенности страстями блуда, злобы и гордости, чем навлекают на себя страшное наказание Божие. Так некогда за плотский разврат Господь отъял Свою благодать от людей и уничтожил через потоп весь мир, кроме Ноя с его семейством, сказавши: «...не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт. 6,3). Так, за тот же разврат Господь покарал и жителей Содома и Гоморры (Быт. 18-19).

Что злоба совершенно несовместима с благодатию Св. Духа, об этом в Божественном Писании говорится так: «Яко в зло художну душу не внидет премудрость» (Прем. 1,4). А гордость настолько противна Богу, что ради нее, как учит св. Иоанн Лествичник, мы не только лишаемся благодати, но самого Бога делаем своим врагом, почему в Свящ. Писании сказано: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4,6; 1 Петр. 5,5; Притч. 3,34). Поэтому будем, возлюбленные о Христе братия и сестры, удаляться от всех страстей, и в особенности от блуда, злобы и гордости, чтобы не лишиться нам благодати Св. Духа, а вместе с нею не потерять своего вечного спасения.

Да, Господь не с тем дает нам в таинствах крещения и миропомазания благодать, чтобы затем отнять ее от нас хотя бы и за грехи наши «Нераскаянна бо (непреложны) дарования и звание Божие». — говорит ап. Павел (Рим. 11,29). Даже при самых великих, смертных грехах эта благодать, хотя и удаляется от нас, но не перестает быть нашею собственностью. Поэтому достаточно нам покаяться, чтобы она опять вошла в наши сердца. Даже после смерти сия божественная благодать продолжает быть нашею. И лишь на Страшном суде Христовом, если мы недостойно сей благодати провождали свою жизнь на земле, она отнимается у нас навеки. Только после этого мы, как не имеющие благодати Св. Духа, или, как говорит св. Симеон Новый Богослов, сей брачной одежды*, будем осуждены на вечные муки.

______________________

* Св. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. II. С. 394.

______________________

Эта мысль об окончательном отделении от нас за наше нерадение крещенской благодати Св. Духа, по толкованию св. Василия Великого, выражается в следующих словах нашего Спасителя: «Приидет господин раба того (разумеется, беспечного) в день, воньже не чает, и в час, воньже не весть: и растешет его (т.е. навсегда отделит от него, как объясняет св. Василий Великий, благодать Св. Духа), и часть его с неверными положит» (Лк. 12,46)»*.

______________________

* Св. Василий Великий. Творения. СПб.. 1911. Т. I. «О Святом Духе».Гл. 16. С. 610.

______________________

Чтобы не случилось с нами сего, будем, возлюбленные, всегда помнить слова ап. Павла: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией» (Евр. 12,15). Поэтому будем хранить полученную нами при крещении благодать Св. Духа и раскрывать ее посредством бескомпромиссной борьбы со своими страстями и ревностного исполнения божественных заповедей. Будем провождать жизнь в целомудрии, христианской любви и смирении.

Тогда благодать Божия попалит в нас все наши страсти; сделает нас обителью Св. Духа и всей Св. Троицы. Тогда Господь будет исполнять все наши молитвы о даровании нам благ земных и небесных. Он осуществит тогда над нами Свои непреложные слова: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся (т.е. все временные блага) приложатся вам» (Мф. 6, 33). «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13,13). Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 6 января 1934 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада