Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово на праздник Рождества Христова

О поклонении волхвов

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)


Тропарь каждого праздника кратко передает нам сущность празднуемого Церковью события. И вот мы видим, возлюбленные о Христе братия и сестры, что почти все слова тропаря настоящего великого праздника Рождества Христова говорят о поклонении волхвов родившемуся на земле Богомладенцу. Спасительно нам знать, почему св. Церковь обращает в рождественском богослужении такое внимание на волхвов и так их прославляет?

Ответ на этот вопрос мы находим у св. Иоанна Златоуста. По его свидетельству, волхвы так прославляются Церковью потому, что они явили поразительную веру в родившегося Христа и в Его искупительное дело, принесши Ему дары свои: ливан, как Богу, золото, как Царю, и смирну, как Искупителю-Страдальцу. Поразительно в сей вере волхвов то, что они, будучи язычниками, хотя, быть может, и знали древнее пророчество Валаама о появлении звезды от Иакова (Числ. 24,17), тем не менее самостоятельно дошли до веры в родившегося Христа посредством своих ученых астрономических знаний, ибо в тропаре говорится: «Возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащий, звездою учахуся».

Церковь ублажает веру волхвов, как поразительную, и потому, что сия вера не осталась только в их научных выводах, а вылилась как живая, действенная и исповедническая. Движимые ею, они отправились из страны своей в дальнее путешествие, открыто исповедали свою веру в Иерусалим, не боясь царя Ирода, а возвратившись и свое отечество Вавилон, стали всем проповедывать Христа, как сем свидетельствует акафист в честь Пречистой Божией Матери (Кондак 6-й).

Ублажается, наконец, сия вера волхвов св. Церковию и потому, что она не поколебалась даже и тогда, когда волхвы увидели на Вифлееме не царскую пышную обстановку родившегося великого Царя царей, но убогий вертеп, а самого Христа Младенца, лежащим в яслях на соломе. Видя все это, ученые волхвы, несмотря на свое знатное происхождение, о чем говорит нам церковное предание, поклонились Богомладенцу до земли.

Так велика, так поразительна и детски проста была вера волхвов в воплотившегося на земле Бога. Вот почему св. Церковь столь ублажает в рождественском богослужении поклонение волхвов родившемуся Господу.

Для нас с вами, возлюбленные о Христе чада, это евангельское событие является в особенности ценным и отрадным. Мы живем во времена, когда царствует в мире научное миросозерцание, совершенно отделяющее науку от веры, как области будто бы мифической, легендарной: когда люди, даже верующие, иногда настолько раболепно преклоняются перед научным авторитетом, что готовы отрицать даже самую возможность чудес. И вот ученые волхвы показывают нам всю ложь этого миросозерцания. Как представители высшего научного разума, они утверждают непреложную истину, что наука не только не расходится с верою во Христа, и в частности в величайшее и бесподобное чудо воплощения Бога-Слова, но приводит людей к сей вере. Правда, волхвы не оставили нам тех научных изысканий, которые привели их к вере во Христа. Но самый факт их поклонения родившемуся Богу ярче слов говорят о себе, утверждая эту истину.

Впрочем, недошедшие до нас научные данные волхвов, приведшие их к вере, восполняются жизнью, свидетельствами и трудами последующих ученых, родоначальниками коих поистине надо считать волхвов.

Бог судил им как Своим особенным избранникам положить начало величайшему делу: свидетельствовать об истинах нашей веры научным разумом и показать, что высшее предназначение науки должно заключаться в служении Христу и Его божественной славе. И сие дело, как весьма угодное Богу и спасительное всем людям, не могло умереть. Оно дало обильные и великие плоды в лице славных ученых, защитников христианской веры.

Эти ученые начали появляться вскоре же после волхвов еще при жизни Христа. Из Деяний Апостольских мы знаем о знаменитом учителе ап. Павла Гамалииле. В силу своего великого ученого авторитета мудрым советом синедриону он спас в самом зародыше всю Церковь Христову в момент, когда синедрион хотел погубить сразу всех апостолов. Приказавши их вывести из синедриона, Гамалиил сказал: «Мужи Израильские... отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо, если... это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5,35. 38—39). Так как Гамалиил был почитаем за свою ученость всем еврейским народом, то его послушали, и Церковь была спасена.

Деяния Апостольские не указывают нам того движения сердца, повинуясь которому Гамалиил оказал такую защиту апостолам. Но из церковного предания видно, что так поступил он потому, что был тайным другом апостолов и уже тогда склонялся к вере во Христа, которую усвоил всем сердцем и всем своим просвещенным разумом, когда от тех же апостолов принял св. крещение. В Четьи-Минеях повествуется, что Гамалиил похоронил у себя тело св. архидиакона Стефана, а также тайного ученика Христова Никодима. Последнего он спас от смертной казни, которой хотели подвергнуть его иудеи за принятие им крещения. За такую веру Гамалиил и был прославлен Богом после своей смерти.

Известно, какого великого христианского ученого приобрела св. Церковь в лице ап. Павла. Доводы его разума, просвещенного наукой и благодатию, при защите веры христианской были так сильны и неопровержимы, что никто из иудеев и язычников не мог им противостоять.

Нельзя умолчать о великом ученом Православной Церкви св. Афанасии Александрийском, который в своих знаменитых творениях «О воплощении Бога Слова» и в «Словах против ариан» на основании богооткровенных и научных данных свидетельствует всю приемлемость для человеческого разума истины воплощения Бога на земле.

Так же сильно и неопровержимо свидетельствовала философски образованная св. великомученица Екатерина перед языческими философами веру в воплотившегося Бога и привела их к молчанию.

Можно указать на святых: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и весьма многих других великих ученых отцов и учителей Церкви, которые вместе с волхвами своею жизнью и научными доводами свидетельствовали, что между истинной наукой и христианской верой не может быть никакого расхождения, что величайшее чудо воплощения и другие чудеса, лежащие в основе нашей веры, вполне приемлемы научным разумом и не только не противоречат науке, но ею подтверждаются.

Однако в виду наличия научного миросозерцания, провозглашающего полную непримиримость между нашей верой и наукой, спасительно нам себе уяснить: каким же это образом разум человеческий в одном случае утверждает нашу веру, а в другом отрицает ее? Разве наш разум не один и тот же? Разве в нем нет образа и подобия Божиего? И разве он по своей божественной природе не должен всегда стремиться к Богу и быть в тесном единении с истинами Божественного Откровения?

Да, разум наш один и тот же и должен быть всегда с Богом, как искра Божества. Но человек живет не одним только разумом, а больше и главным образом сердцем. Не ум. а сердце есть центр нашей жизни. «От сердца бо исходят помышления» (Мф. 15,19), — сказал Господь. Вот почему ничего большего не требует от нас Бог, а только нашего сердца, когда говорит: «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Прит. 23,26). И если сердце наше стремится ко злу, то к этому будет устремляться и наш разум. И если наше сердце будет обуреваться страстями, и в особенности гордостью, тогда самым высшим авторитетом для нас будет только помраченный страстями наш собственный разум в своей слепоте, отрицающей авторитет Божественного Откровения, учения Церкви и даже Самого Бога.

Вот где причина существования отрицательного научного миросозерцания и тех ученых, которые не утверждают нашу веру, а разрушают ее. Не будем, возлюбленные о Христе чада, признавать их авторитета в вопросах веры. Будем помнить, что истинная наука — та, которая признает свое бессилие перед всемогуществом Божиим.

Будем всем своим сердцем с учеными волхвами, к которым так близок был Господь, открывая им через ангела Свою волю и спасая их от руки Ирода. Вместе с ними склонимся перед яслями Христа, родившегося во плоти, и принесем Ему дары свои. Волхвы принесли Христу золото, ливан и смирну. А мы принесем Ему от чистого сердца свое благодарение за Его неизреченную любовь к нам, за Его рождение для нашего спасения.

Если же наши сердца так разъедаются скорбию, что неспособны к благодарению, тогда откроем Богомладенцу свои израненные страданиями души. Принесем к Его яслям свои немощи и попросим Его уврачевать их и обрадовать нас. И Господь исполнит нашу молитву, ибо для того Он и родился на земле.

Не будем только ослабевать в своей вере в родившегося Бога, чтобы волхвы не осудили нас на Страшном суде Христовом. Они приведены были к вере звездами видимого неба. А мы научились сей вере духовными звездами — апостолами и святыми отцами, а наипаче величайшим Солнцем — Самим Господом Иисусом Христом.

Поэтому будем веровать во Христа, познавать Его по Его неизреченным милостям в жизни нашей и служить Ему всеми силами своей души и тела, чтобы пребыть в единении с Ним для вашего счастья и вечного спасения; ибо вместе с ап. Иоанном Богословом теперь, после рождения Христа, мы можем сказать: «Вемы же яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный» (1 Ин. 5,20). Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 25 декабря 1928 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.



На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада