Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово на праздник Рождества Пресвятой Девы Марии

О домостроительстве нашего спасения, по словам праздничного тропаря

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



В кратких словах тропаря в честь настоящего великого праздника святая Церковь говорит нам, мои возлюбленные о Христе чада, о всем божественном домостроительстве в деле нашего спасения.

Господь за нарушение первыми людьми в раю Его заповеди наложил на них проклятие, которое распространилось затем на все человечество. Это проклятие есть самое великое бедствие, какое может быть в человеческой жизни. Вся сила и тягость его для нас заключается в разобщении между Богом и людьми. Поэтому божественное проклятие и выразилось в изгнании наших прародителей из рая, в лишении их благодати Св. Духа как внутреннего источника святости и блаженства, и в тех скорбях и бедствиях, вплоть до смерти, которые стали уделом всех людей. Это проклятие переходило и в загробный мир. И там разобщение между Богом и людьми оставалось во всей своей силе. Даже души праведников сходили в ад и были лишены божественного света и лицезрения Бога, ибо двери рая были для них закрыты.

Но не навеки Господь подверг такому наказанию человеческий род. Ему благоугодно было снять с нас проклятие и вернуть нам райское блаженство. Возможность дарования этих благ всему миру настала с момента Рождества Богородицы. А осуществилась эта возможность, когда воссиявшее от Пречистой Девы Марии Солнце правды, Христос Бог наш, Своими крестными страданиями и смертию разрушил проклятие, наложенное на людей. Вместо проклятия им было даровано благословение Божие и была возвращена внутренняя благодать Св. Духа как божественная сила к исполнению спасительных заповедей. А от исполнения последних люди опять стали испытывать райское блаженство, или божественную радость (Ин. 15,10—12). И так как смерть была уничтожена в пречистом теле Христа Его крестною смертию, то она перестала быть для нас страшной. Напротив, для истинных последователей Господа смерть стала вожделенной, ибо она соединяет их со Христом для вечной блаженной жизни.

Все это божественное домостроительство св. Церковь и заключила в следующих словах настоящего праздничного тропаря: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

Как видим, здесь избавление от клятвы поставлено на первое место в числе других спасительных благ, дарованных нам Христом. И это понятно, ибо, прежде чем даровать эти блага людям и через них соединить нас с Богом, надо было устранить проклятие, которое препятствовало этому единению. Как только клятва была разрушена, так стала изливаться на людей вся божественная любовь в ее разнообразных и дивных проявлениях.

Но вот на что мы должны с вами, мои возлюбленные о Христе чада, обратить здесь особенное внимание. То божественное проклятие, от коего избавил нас Господь Своею крестною смертию, может опять вернуться к нам. Еп. Феофан Затворник, объясняя слова ап. Павла: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва» (Гал. 3,13), говорит, что клятва всегда следует за нами по пятам, и мы вновь можем оказаться под проклятием, если будем нарушать спасительные заповеди*.

______________________

* Еп. Феофан Затворник. Толкование Послания св. ап. Павла к галатам. М... 1898. С. 245.

______________________

Этого мало. Мы можем подпасть более тяжкому проклятию, чем то, какое наложено было Богом на первых людей. Оно произошло в силу нарушения ими божественной заповеди. А мы, отвергая заповеди своими тяжкими грехами, тем самым попираем кровь нашего Спасителя и, по словам ап. Павла, второй раз распинаем Христа. Таким образом, мы подпадаем сугубому проклятию: и за нарушение божественных заповедей и за попрание крови Христа Спасителя. Поэтому если мы не будем соблюдать заповедей, то после смерти нашим уделом будут самые тяжкие адские мучения.

Какой же следует из всего этого спасительный для нас вывод, мои возлюбленные о Христе чада? Если через нарушение заповедей мы вновь подпадем проклятию, и притом такому ужасному, то ясно, как свято и неуклонно мы должны их исполнять.

Не будем оправдывать нарушение нами заповедей немощами человеческого естества. Мы имеем в себе с момента крещения внутреннюю возрождающую благодать Св. Духа, эту несокрушимую и всемогущую силу. Поэтому каждый из нас вместе с ап. Павлом может сказать: «Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» (Флп. 4,13). Не будем в свое оправдание указывать на внешние тягостные условия жизни, именно на великие скорби, которые как никогда мы переживаем с вами ныне. Да, эти скорби слишком тягостны, ибо они являются признаком страшного времени, близкого ко второму пришествию Господа. Еще иеросхимонаху о. Амвросию, великому старцу Оптиной пустыни, было открыто Богом, что мы переживаем страшное, последнее, седьмое лето.

Но если бы даже Господь продлил нашу жизнь до появления антихриста и до второго Своего пришествия, то и скорби того времени, как бы они ни были велики, не должны помешать нам неуклонно соблюдать божественные заповеди. Напротив, эти скорби должны укрепить наш дух еще большею бодростью и силою в служении Христу. Имея в виду великие мировые бедствия пред самым вторым Своим пришествием, Господь говорил ученикам: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21,28). Что тяжкие скорби должны быть источником утешения для истинных последователей Христа, об этом свидетельствуют слова ап. Павла: «...помере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор. 1,5). Ясно, что скорби, и даже самые великие, не могут нам помешать исполнять заповеди Божий, не могут препятствовать нам любить Христа. Вот почему тот же великий апостол сказал: «Кто ныразлучит отлюбве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?., ни смерть, ни живот... ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет насразлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 8,35. 38-39).

Поэтому будем, возлюбленные о Христе чада, безоговорочно и неуклонно соблюдать божественные заповеди. Нам всегда окажет в сем святом деле помощь Свою Господь Спаситель, ибо Ему угодно было дать нам отрадное обетование в словах: «...се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28,20). С нами всегда наша первая Предстательница и Помощница Пречистая Дева Мария, Которая и родилась для дарования всему миру нескончаемой вечной радости. Она всю силу Своего молитвенного дерзновения направляет к превращению наших печалей в радость, и в очах Ея никогда не потеряют своей ценности ни один скорбный сердечный вздох наш, ни одна наша слеза. С этим сознанием и с этою надеждою будем всегда прибегать к всемогущему и материнскому предстательству Пречистой Девы Марии в таких словах церковного песнопения: «Предстателъство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко благая, на помощь нас верно зовущих Ти: скори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя». Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 8 сентября 1943 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада