Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово на праздник Сретения Господня

О призвании всех людей ко спасению. Спасительное значение исполнения нами законов Православной Церкви

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Всякий раз за вечерним богослужением мы слышим богодуховную предсмертную песнь праведного Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...» Эта дивная песнь взята нашею Церковью из евангельского повествования о сретении Господнем, которое мы, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, слышали ныне за литургией. В особенности замечательны здесь дальнейшие слова: «...яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людий» (Лк. 2.30—31). В этих словах возвращается великая истина о призвании Богом всех людей ко спасению. Нам полезно вспомнить эту истину, ибо нередко некоторые из нас смущаются помыслами: почему так мало спасающихся и так много погибающих для вечной блаженной жизни. А эти помыслы влекут нас к великому греху ропота против Бога, будто Господь может быть виновником нашей погибели. Настоящие евангельские слова изобличают этот грех, ибо Господь всех людей зовет ко спасению, что явствует из других слов Божественного Писания.

Напутствуя учеников после Своего воскресения на евангельскую проповедь. Господь говорит им: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28,19). Вот почему ап. Павел в Первом послании к Тимофею говорит: «Господь всем человеком хочет спастися и в разум истины прийти» (1 Тим. 2,4: ср.: 4,10).

Впрочем. Господь не только желает спасения всем людям и лаже тяжким грешникам, но и влечет их ко спасению действиями Своего всеблагого Промысла. Эти действия спасительного о нас божественного промышления выражаются прежде всего в том, что Господь часто не карает тяжкие грехи отступления от Него и даже кощунства против Него, в ожидании покаяния грешников. Господь, объясняет ап. Петр, «долготерпив на нас, не хотя да кто погибнет, но да еси в покаяние приидут» (2 Петр. 3,9). Этим объясняется, почему иногда так долго живут самые великие грешники.

Мало того, Господь даже непосредственно вразумляет тяжких грешников, склоняя их к покаянию, или же делает это через истинных рабов Своих. Из Евангелия видно, как Господь отвлекает Иуду от величайшего преступления. Он умыл ноги ему. Он обличал его предательство и на Тайной вечере даже сказал в присутствии самого Иуды ученикам, что лучше бы такому человеку и не родиться (Мф. 26,24). Вразумлял Господь и великого богоотступника Льва Толстого. Последний в своей печатной исповеди говорит о своем дивном сновидении, в котором Господь ясно показал ему, хотя Толстой этого и не понял, что неверие сведет его в преисподнюю и что только устремление к небу и вера в Бога даруют ему спасение. Вразумлял его Господь и через истинных рабов Своих, и в частности через оптинского старца иеросхимонаха о. Амвросия и о. Иоанна Кронштадтского. Последний сам просил разрешения у Толстого приехать к нему. Толстой обещал принять о. Иоанна, но так и не принял. Перед смертью Толстого всеблагий промысл Божий увлек его в Оптину пустынь к ученику о. Амвросия, старцу иеросхимонаху о. Иосифу. Подойдя к келлии старца, Толстой остановился. Три раза он поднимал руку, чтобы отворить дверь, но так и не решился войти к о. Иосифу. Толстой так сильно отдался уже сатане, что диавольская сила не допустила его к старцу, и он погиб навеки.

Можно привести много и других примеров, из коих видно, как Господь дивно вразумляет тяжких грешников и влечет их к спасению.

Таким образом, нельзя винить Господа в том, что так много людей погибнет для вечного спасения. Господь всех зовет в Свое Царство. Но не все люди слушают этот божественный призыв и подчиняются спасительной воле Божией. Большинство из нас продолжает слушать только самих себя и следовать указаниям только своей самолюбивой и греховной воли на свою вечную погибель. Поэтому, слыша слова св. Симеона Богоприимца о призвании Богом всех людей ко спасению, не будем, возлюбленные, невнимательными к сему божественному призыву.

Что же мы должны делать? На этот вопрос отвечает нам то же самое нынешнее литургийное евангельское чтение, в котором говорится, что Господь с самых младенческих лет Своей земной жизни исполнял закон Моисеев, т.е. закон ветхозаветной Церкви. Он не имел в сем никакой нужды, как Божественный Праведник, но поступал так для того, чтобы заставить нас грешников исполнять закон Своей новозаветной Церкви для нашего собственного блага. В этом законе, или установлениях нашей Церкви, выражены все заповеди Божий. А какое великое спасительное значение они имеют для нас, об этом так говорит божественный Псалмопевец: «Вовек не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси. <...> Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия. Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим» (Пс. 118, 93; 127, 103). Какое значение имеют для нас заповеди Божий, об этом говорит нам и св. Евангелие. Кто исполняет заповеди, тот, по учению Христа Спасителя, похож на человека, который построил дом свой на камне. Сего дома не уничтожат никакие бури и дожди (Мф. 7, 24—25). Кто исполняет заповеди Христа, тот имеет радость Самого Бога (Ин. 15, 10-11).

Поэтому будем, возлюбленные, следуя примеру Христа Спасителя, свято блюсти все божественные заповеди, или законы нашей Церкви, чтобы избавиться благодатию Божиею от всех козней диавола и еще до смерти увидеть, подобно Симеону Богоприимцу, свое спасение и, подобно ему, умереть, прославляя Бога за все Его дивные дела в нашей жизни, для вечного и радостного единения со Христом в будущем нескончаемом веке. Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 2 февраля 1932 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада