Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово на праздник Сретения Господня

Дева Мария как пример для нас неуклонного соблюдения законов Церкви

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Св. Иоанн Златоуст, имея в виду евангельское повествование о сретении Господнем, говорит, что Пречистая Дева Мария могла бы не ходить в Иерусалимский храм для получения молитвы об очищении, ибо Она родила Христа безгрешно, по наитию от Св. Духа. Однако Она этого не сделала. И это понятно. В силу Своего неизреченного смирения Пречистая предпочла пойти в храм и стать в ряд обыкновенных грешных женщин, которые действительно нуждались в данной молитве.

Так поступила Она и потому, что неуклонно исполняла закон Моисеев и свято соблюдала все установления св. Церкви. Здесь, свидетельствует св. Иоанн Златоуст, в лице Девы Марии дан верующим на все века пример, как им надо относиться к учению и всем установлениям Православной Христовой Церкви.

Увы, чем далее идет время, тем более и более православные христиане отступают от учения и уставов св. Церкви и потому делаются столь далекими от своего временного счастья и вечного спасения. Как много среди нас наблюдается таких несчастных людей, которые хотя и веруют во Христа как Бога, но отрицают бытие диавола и тем самым ниспровергают совершенное Господом дело нашего спасения. Обличая это неверие, св. Иоанн Богослов говорит: «Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диавола» (1 Ин. 3,8). Ясно отсюда, что если бы диавола не было, то незачем было бы Сыну Божиему являться в мир и Он не стал бы нашим Спасителем. Ведь для спасения нас от греха, проклятия и смерти и пришел Господь на землю. Но эти бедствия возникли в человеческой жизни от древнего змия. Недаром тот же великий апостол сказал: «Творяй грех, от диавола есть, яко исперва диавол согрешает» (1 Ин. 3,8).

Кроме того, Библия содержит в себе бесчисленное множество свидетельств о бытии диавола как самой реальной личности, как главного виновника всякого зла, от которого мы получаем избавление благодатию Христа вследствие Его искупительных страданий и смерти.

Много, очень много встречается и таких православных людей, которые не признают учения Православной Церкви о бытии ада с его вечными муками. Их гуманистическая точка зрения и сентиментальное настроение, не имеющие ничего общего с православной верой, не допускают, чтобы Господь, как бесконечно милосердный, мог терпеть существование ада, да еще с вечными мучениями. Они не хотят знать, что Господь не только милосерд, но и правосуден.

Этих православных людей нисколько не беспокоит анафема, наложенная V Вселенским Собором на последователей учения Оригена, которые отрицают вечность адских мучений. Впрочем, они идут вразрез с положительным и ясным учением Самого Господа, Который свидетельствовал, что наряду с вечной блаженной жизнью праведников существует и будет существовать для грешников вечный огонь и вечная мука, уготованные диаволу и ангелам его (Мф. 25,41. 46).

А разве среди православных людей мало таких, которые не причащаются св. Христовых Тайн в течение многих лет? И это в то время, когда Господь говорит: «...аще неснесте плоти Сына Человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе» (Ин. 6,53). Очевидно, такие люди настолько тяготеют к тленным благам земным, что о будущем блаженстве рая, к которому мы призваны Богом, совсем и не помышляют. Вследствие такого преступного и гибельного разобщения со Христом они подвергают себя величайшей опасности оказаться после своей смерти вне Его небесного чертога и быть обреченными на вечное общение с демонами.

Несомненно, еще более среди нас находится таких людей, которые нарушают церковное учение о посте, полагая, что пост относится к числу маловажных вещей в деле нашего спасения. И здесь православные христиане допускают великое и гибельное отступление от Церкви. Огромное спасительное для нас значение поста указано нам Самим Господом в Его словах: «Сей оке род (т.е. демоны со всею их злобою против нас) не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф. 17,21). Таким образом, мы не одолеем в своей жизни бесовской силы и навсегда останемся у нее в порабощении, если не будем поститься, согласно учения Церкви, основанного на словах Христа.

Да и можно ли считать маловажным это учение как исходящее из уст Христовых? И можно ли остаться без наказания от Бога за нарушение сего учения?! Недаром некогда св. Серафим Саровский пророчески говорил, что русские люди начали отступать от Православной Церкви и нарушать пост в среду и пяток, что повлечет за собою великие бедствия для нашего народа.

Будем, возлюбленные о Христе братия и сестры, всегда руководствоваться в своей жизни примером Пречистой Девы Марии. Она не почитала маловажным прийти в Иерусалимский храм для получения молитвы, согласно закона Моисеева. Она все считала важным, что исходило от св. Церкви. Будем и мы так относиться к нашей Церкви, памятуя слова Христа: «...аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18,17). Не будем также забывать поговорку русского православного народа: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

Но, для того чтобы свято исполнять учение Церкви, нам, возлюбленные, необходимо подражать Пречистой Деве Марии и в Ее смирении. Никогда не будем забывать, как Она, безгрешно родившая Сына Божия, стала в Иерусалимском храме в ряд грешных женщин, действительно нуждавшихся в очистительной молитве Церкви, не желая показаться чистой и святой перед людьми. О, как мы гибельно заблуждаемся, когда стремимся, подобно фарисеям, выделять себя из среды грешных людей, будучи сами грешнее всех. За эту гордость мы лишаемся благодати, без которой нет нам спасения. Будем всегда держать в памяти слова св. Исаака Сирина: «Мы никогда, — говорит он, — не спасемся, если себя будем считать чистыми и святыми, а ближних своих грешными и нечистыми». Напротив, будем себя считать грешными, а ближних своих святыми, за что Господь дарует нам Свою спасительную благодать.

Поэтому будем умолять Пресвятую Деву Марию, чтобы Она исполнила наши сердца смирением. Тогда в нас возссияет благодать Св. Духа. А благодать даст нам силу свято блюсти учение и все уставы Церкви, чтобы быть нам истинными последователями Христа, приобщиться самою своею жизнью к Его благодатному Царству на земле, а по смерти наследовать неизреченное блаженство в Царстве славы. Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 2 февраля 1941 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада