Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово на праздник св. Пятидесятницы

О благодати Св. Духа как цели нашей христианской жизни

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



В сей великий день св. Пятидесятницы, когда Церковь празднует сошествие Св. Духа на апостолов, мне хотелось бы указать вам, возлюбленные о Христе братия и сестры, на следующие слова св. Симеона Нового Богослова: «Цель всех по Богу живущих. — говорит он, — состоит в том, чтобы благоугодить Христу Богу нашему... чрез приятие Св. Духа и таким образом устроить свое спасение, ибо в этом состоит спасение всякой души. Если этого нету нас в цели и действии, то тщетен всякий другой труд и суетно всякое другое делание наше» (Добротолюбие. М., 1889. Т. 5. С. 37).

Эти слова великого отца Церкви побуждают нас не только сознать все значение ныне празднуемого события для нашего спасения, но и стремиться к благодати Св. Духа, как к самому драгоценному для нас сокровищу, как к цели всей нашей жизни. Если этой цели у нас нет, то какие бы добрые дела мы ни совершали, мы не спасемся. И как может быть иначе? Ведь ради дарования благодати Св. Духа Господь пострадал и умер на кресте: «Уне есть вам, — говорит Он, — да Аз иду: Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам» (Ин. 16,7). Ведь эта благодать Св. Духа есть, по учению прп. Антония Великого, тот бисер, о котором говорил Господь, или то сокровище, ради которого мы должны пожертвовать всем, чтобы его приобрести. Эта благодать Св. Духа, по учению св. Макария Великого, и есть Царство Божие, которое обнаруживается в душе христианина своими дивными проявлениями: правды, мира и радости (Рим. 14,17). К сей благодати, как к Царствию Божиему, Господь и велит нам прежде всего стремиться, когда говорит: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6,33; Лк. 12,31). Итак, памятуя все великое значение для нас благодати Св. Духа, сошедшей некогда на апостолов, а затем даруемой каждому из нас в таинствах крещения и миропомазания, поставим для себя целью всей нашей жизни приятие Св. Духа, как об этом учит св. Симеон Новый Богослов.

Но не будем забывать, что здесь св. Симеон говорит о приятии Св. Духа не в смысле лютеранского учения, по которому для спасения достаточно только приять благодать в крещении. Нет, в словах сего великого отца Церкви приятие Св. Духа означает возгревание или раскрытие, в нас посредством исполнения заповедей благодати, которую мы получаем в таинствах. Так учит и св. Иоанн Златоуст в своем слове на день св. Пятидесятницы. Так и прп. Серафим Саровский учит, что цель нашей жизни заключается в стяжании благодати Св. Духа. Здесь прп. Серафим под стяжанием разумеет раскрытие в нас крещенской благодати.

Говоря, что цель нашей жизни состоит в благоугождении Христу Богу через приятие Св. Духа, св. Симеон Новый Богослов призывает нас к великому подвигу, к тяжелому, тернистому, скорбному пути, который ведет к раскрытию в нас благодати Св. Духа. Что представляет собою этот путь, об этом так поучает нас прп. Антоний Великий. «Я молился о вас, — говорил он некогда своим ученикам, — да сподобитесь и вы получить того великого огненного Духа, Которого получил я. Если хотите получить Его так, чтобы Он пребыл в вас, принесите прежде труды телесные и смирение сердца, и, восторгая помышления свои на небо, день и ночь, взыщите с правотою сердца Духа сего огненного, — и Он дастся вам навсегда и навеки... И Он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны, отгонит от вас страх людей и зверей, и будет у вас небесная радость день и ночь и будете в этом теле, как те, кои уже находятся в Царствии небесном» (Добротолюбие. М., 1887. Т. 1. С. 35).

Как видно из учения сего великого св. отца, нелегко стяжать благодать Св. Духа. Для этого требуется от нас великий подвиг стяжания непрестанной молитвы и смирения. Все мы знаем по своему собственному опыту, как трудно достигнуть нерассеянной и непрестанной молитвы. А также знаем мы, как трудно смириться и не тщеславиться, когда нас хвалят, как трудно не огорчаться и молчать, когда нас оскорбляют, как трудно любить тех, которые нас ненавидят, как трудно благословлять тех, кто нас проклинает. Поистине, здесь требуется умереть для всех страстей, для всего мира, лежащего во зле. Вот почему блаженный Диадох говорит: «Если кто возможет еще в сей жизни посредством подвижнических трудов умереть, тогда он весь, наконец, делается домом Св. Духа, ибо таковый прежде смерти уже воскрес» (Добротолюбие. М., 1888. Т. 3. С. 57).

Таков путь, который ведет лас к благодати Св. Духа. Указывая на сей путь, св. отцы не хотят нас смутить его тяжестью и от него оттолкнуть. Напротив, они нас к нему призывают, ибо нет иного пути к стяжанию благодати, или к достижению Царства Божиего. Недаром Господь сказал: «...узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Мф. 7,14).

Святые отцы зовут нас следовать сим путем для стяжания благодати и потому, что если мы сами добровольно не обречем себя на страдания за святую жизнь, то Господь будет тяжко наказывать нас несчастиями, чтобы вразумить нас и поставить на путь спасительной жизни. Если же мы не вразумимся этими наказаниями и отвергнем сей путь для стяжания благодати, то окажемся повинными против крови Христовой, которая была пролита на кресте только для того, чтобы даровать нам сию благодать (Ин. 16,7). За этот великий грех Господь отвергнет нас на Страшном суде Своем и мы не войдем для вечного блаженства в брачный чертог Христов. И как сможем мы войти в него, когда окажемся без брачной одежды, которая, по учению того же св. Симеона Нового Богослова, есть не что иное, как благодать Св. Духа.

Да не будет сего с нами. Будем стремиться к стяжанию благодати Св. Духа как цели всей нашей жизни чрез крестный путь умерщвления в себе страстей и исполнения заповедей Божиих. Тогда нашим уделом будут не только скорби, но и великие радости, подобные тем, которые переживали св. апостолы и все угодники Божий. Много скорбей испытали св. апостолы, но вот что они говорят словами ап. Павла: «Всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще... присно бо мы живии в смерть предаемся Иисуса ради, да и живот Иисусов явится в мертвенней плоти нашей... Темже не стужаем си: но аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» (2 Кор. 4,10. 11.16). «Зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тало Христом избыточествует и утешение наше» (2 Кор. 1,5). Много страдали св. Андрей Христа ради юродивый и св. Серафим Саровский, но тот и другой утешаемы были от Бога многими видениями и откровениями, и, наконец, удостоил их Господь такого неизреченного блаженства, что они еще при земной жизни были вознесены до третьего неба. Тяжко страдал в своей жизни праведный Прокопий Устюжский, юродивый Христа ради, но он получал и величайшие утешения от Бога, почему и говорил: «Люта зима, но сладок рай».

Если мы будем стремиться к стяжанию благодати Св. Духа, как цели своей жизни, тогда Господь не оставит нас и земным благополучием, и земным счастьем. Он исполнит тогда на нас Свои божественные слова: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33).

А наипаче за наше стремление к благодати Св. Духа через крестный путь добровольных скорбей. Господь воздаст нам Своим неизреченным блаженством в небесном Царствии, когда над нами осуществятся слова Христа: «Отче! ихже дал еси Мне, хошу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне, яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира» (Ин. 17,24). Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 1925 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада