Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

О спасительной силе креста

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Спасительно нам знать, возлюбленные о Христе чада мои, значение весьма немногих слов сего дивного церковного песнопения. Это значение будет для нас понятно, если мы прежде всего уясним себе вопрос: почему мы поклоняемся кресту?

Мы поклоняемся кресту потому, что на нем Господь совершил наше спасение. Еще в Ветхом Завете Господь показал спасительную силу креста. Когда Моисей, в силу повеления Божиего, крестообразно осенил Чермное море жезлом своим, то вода расступилась и весь израильский народ перешел море, как по суху, имея и справа и слева от себя морские воды. Когда же фараон со своим воинством покусился сделать то же самое и в своей погоне за Израилем стал проходить по сухому дну морскому, то Господь опять повелел Моисею осенить крестообразно жезлом своим море. И когда Моисей это сделал, то воды сомкнулись и все фараоново воинство потонуло в морских волнах.

Это дивное чудо воспевает св. Церковь в таких словах: «Крест начертав Моисей, впрямо жезлом Чермное пресече, Израилю пешеходящу, тоже обратно фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав непобедимое оружие...» (ирмос 1-й песни канона в честь праздника Воздвижения).

Когда израильтяне во множестве умирали от укусов ядовитых змей, то Господь повелел Моисею воздвигнуть крест с медным на нем змием. И все те, которые с верою взирали на этот крест, избавлялись от смерти.

Об этом чудесном событии так говорится в службе настоящего праздника: «Возложи Моисей на столпе врачевство, тлетворного избавление и ядовитого угрызения: и древу образом креста, по земли пресмыкающагося змия привяза, лукавный в сем обличив вред...» (второй тропарь 1-й песни канона).

Дивное чудо от креста появилось в жизни израильского народа во время его сражения с амаликитянами. Израильтяне не могли своими силами победить врагов. Тогда Моисей в молитве к Богу простер руки, прообразуя крест. И так молился Моисей до тех пор, пока амаликитяне не были окончательно побеждены. Это событие воспевается св. Церковью в следующих словах: «Моисей предобрази тя, руки простер на высоту, и побеждаше Амалика мучителя, Кресте честный...»; «Образ древле Моисей пречистыя страсти в себе самом преобрази, священных среде стоя: крест же вообразив, простертыми победу дланьми воздвижение державу погубив Амалика всегубителя...» (первый тропарь 1-й песни канона).

Еще более поразительное чудо было в жизни израильтян от креста, когда преемник Моисея Иисус Навин вступил в битву с аммореями. Он также, прообразуя крест Господень, простер свои руки и сказал: «Солнце, остановись». И солнце остановило свое течение, день продлился, и это дало возможность Иисусу Навину и его воинству уничтожить своих бесчисленных врагов.

Сие дивное чудо воспевает св. Церковь в таких словах праздничного седальна: «Проображаше таинственно древле Иисус Навин, креста образ: егда руце просте крестовидно, Спасе мой, и ста солнце, дондеже враги низложи противостоящыя тебе Богу...

Но все это было только прообразовательною тенью тех великих и многих спасительных благ, которые проистекли и проистекают от животворящего креста Господня. На нем произошло наше искупление от первородного греха Адама. На нем было разрушено проклятие, наложенное Богом за этот грех на весь человеческий род. Ради креста Господь дарует нам в таинствах Церкви возрождающую благодать Св. Духа. А эта благодать дает нам божественную силу бороться с диаволом, со грехом, со всеми страстями, соблюдать спасительные заповеди и быть истинными последователями Христа. Эта благодать дает нам доступ к величайшему таинству св. Евхаристии, в котором истинно верующие, вкушая Тело и Кровь Христа, делаются едино с Богом по благодати и предвкушают райское блаженство еще на земле. Благодать сия введет нас после смерти в блаженный чертог Христов и будет источником нескончаемой радости в небесном Царствии.

Вот какие блага проистекают для нас от креста Господня. Но это не все, что мы от него получаем. Крест есть наш могущественный помощник в борьбе со всяким злом. Крест есть якорь нашего спасения от всех бед и напастей. Крест есть постоянный и неизменный спутник всех наших молитв к Богу, ибо они сопровождаются крестным знамением. Церковь ублажает крест, как попрание бесов, умерщвление страстей, утешение в скорбях, как целение недугов и воскрешение мертвых. Крест есть хранитель всей вселенной, слава ангелов и святых, слава и красота нашей Православной Церкви. И так как через крестное древо Господь возвратил нам блаженство рая, то крест есть райское древо жизни.

Невозможно изобразить словами человеческого языка всю ту спасительную силу, которая источается на нас от креста. Силою креста совершали бесчисленные и дивные знамения и чудеса апостолы и все святые. Этою силою Константин Великий, будучи еще язычником, победил вражеское воинство, увидев перед тем на небе крест в ослепительном сиянии с надписью: «Сим победиши». Сила креста сломила язычество. Крест еще раз, как никогда, ярко озарит весь мир через Россию, которая всегда и неизменно была, есть и будет с крестом, не только как со священным символом, но и как с основою своей жизни. Крест как знамение Сына Человеческого и орудие нашего спасения в последний раз увидят все племена земные при втором пришествии Господа, к великой радости истинных Его последователей и на великое и безысходное горе всех, которые в земной своей жизни не следовали за Христом.

Зная спасительное значение креста Господня, потшимся, возлюбленные, поклоняться кресту с истинною верою в его спасительную для нас силу, во все блага, которые от него проистекли и будут проистекать в нашей жизни до скончания века. Зная его спасительную силу, будем ежедневно прибегать к нему, как к живому, с такими словами церковной молитвы: «Радуйся, пречестный и животворящий Кресте Госпооепь, прогоняли бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа... даровавшаго нам тебе, Крест Свой честный, на прогнание всякого супостата. О пречистный и животворящий Кресте Господень! помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и всеми святыми во веки. Аминь.

Конечно, мы хорошо узнаем всю спасительную силу креста только тогда, когда ее испытаем в своей собственной жизни, когда станем на путь действительной и мученической борьбы с своими страстями. Постоянно прибегая в этой борьбе к животворящему кресту Господню, мы будем ощушать дивную его для себя помощь. Тогда мы не только будем г; зклоняться кресту своею истинною верою в его спасительную силу, во все дарованные нам от него блага, но будем прославлять крест своею истинною христианскою жизнью.

Через такое прославление креста мы будем славить и воскресение Христово. Ведь последнее есть не что иное, как победа, которую совершил Господь над тлением или смертью. А это тление, эта смерть были вызваны грехом, человеческими страстями. Поэтому мы будем славить воскресение Христа, когда будем побеждать в себе плотскую страсть, когда не будем допускать никаких блудных деяний, когда будем подавлять в себе блудные помыслы, блудные чувства и желания и достигать ангельской чистоты и целомудрия. Мы будем славить воскресение Христово, когда не будем мстить за обиды, но будем прощать все злое, что сделали нам ближние. Мы будем славить воскресение Христово, когда будем побеждать в себе гордость и смиряться перед Богом и людьми, памятуя, что нет нам иного пути ко спасению, как только через смирение, и что смирением Господь совершил наше спасение. Вот почему ап. Павел об Иисусе Христе сказал: «Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене» (Флп. 2,8—9). Так уничтожая и всякую другую страсть, мы будем славить воскресение Христа.

Через такую борьбу со грехом, через такое освобождение нашего сердца от страстей мы узрим еще на земле если не Самого Бога, то Его неизреченные милости, Его дивный покров и заступление во всех наших скорбях, бедах и напастях. После же нашей смерти Господь удостоит нас блаженства в Своем небесном Царстве, где вместе с ангелами мы будем славить и крест и воскресение Христа уже без всяких печалей и скорбей, ибо будем испытывать одну только нескончаемую и божественную радость своего Господа, чего да сподобимся достигнуть силою честного и животворящего креста Господня, молитвами Богородицы и всех святых. Аминь.

Кладбищенский храм Русского Софийского прихода,
с. Княжево, 14 сентября 1944 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада