Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово на Великий Четверток

О страхе Божием

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Как часто мы слышим, возлюбленные о Христе чада мои, возглас священнослужителя, который, держа святую чашу в руках, говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Что это за страх Божий, без которого мы не должны приступать к св. Причастию? Это прежде всего тот страх, о котором в Свящ. Писании сказано: «Начало премудрости страх Господень» (Притч. 1, 7; 9, 10; Пс. 110, 10). Здесь имеется в виду страх временных и вечных наказаний, которым мы должны удерживаться от всякого зла, и в особенности тогда, когда готовимся к восприятию величайшей святыни — Тела и Крови Христа Спасителя. 219

Его требует от нас св. ап. Павел, когда говорит: «...иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойное, повинен будет Телу и Крови Господни... Ядый бо и пияй недостойне, суд себеяст и пиет, неразсуждая Тела Господня. Сего ради в вас мнози немощни и недужливи, и спят довольни (немало умирает)» (1 Кор. 11,27. 29—30).

Но есть еще страх Божий высший, не рабский, а сыновний, который исходит не из мысли о наказании, а из любви к Богу, или сознания, как бы нам своею недостойною жизнью не оскорбить Его. Этот высший страх имел в виду пророк Исайя, когда, предсказывая о Христе, сказал: «И почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит Его Дух страха Божия...» (Ис. 112—3). Прп. Иоанн Кассиан отмечает, что в этих пророческих словах страх Божий упомянут в конце потому, что он является самым высшим дарованием Св. Духа, ибо исходит из любви к Богу и есть по существу сама эта любовь. Такой сыновний страх, по словам того же св. отца, имел ап. Петр. Он каждую ночь, при пении петуха, пробуждался и, вспоминая свое отречение, обливался горькими слезами. Грех отречения давно был прошен ему Господом. Следовательно, ап. Петр возбуждался к своему слезному покаянию не страхом наказания, а страхом совершенной любви — от сознания измены своему горячо любимому Господу.

Таким образом. Св. Церковь, призывая нас к страху Божиему, разумеет здесь не только страх новоначальный — рабский, но и высший страх — сыновний.

Потщимся прежде всего, возлюбленные, иметь страх Божий в начальном его проявлении. Он не допустит нас уклониться от православной веры и от истинной христианской жизни. Движимые им, мы будем достойно вкушать Тело и Кровь Христа Спасителя и избежим страшного наказания от Бога и здесь, и в будущей жизни.

Но будем прилагать свои заботы и к тому, чтобы приобрести страх высший с его любовию ко Христу. Этот сыновний страх будет более и более преисполнять наше сердце любовию к Богу, и до такой степени, что мы не только никогда не отпадаем от Христа, в силу апостольского слова: «Любы николиже отпадает» (1 Кор. 13,8), но вовеки пребудем в неразрывном блаженном единении с Ним.

Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе чада, с принятием Тела и Крови Христа и молитвенно желаю, чтобы в ваших сердцах возсиял страх Божий и как основа христианской жизни, и как ее венец. Тогда великое таинство св. Евхаристии будет для нас источником во исцеление души и тела. Тогда мы будем истинными чадами Божиими и св. Причащение просветит нас своим божественным светом, сохранит от всякого зла и соединит нас навсегда со Христом для вечной радости в Его нескончаемом блаженном Царстве. Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 12 апреля 1940 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада