Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово на второй день Св. Пасхи

О борьбе со страстями; очищение сердца — непременное условие зрения Лица Божия

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В сей великий день праздника Светлого Воскресения Христова мне хотелось бы пожелать вам, мои возлюбленные о Христе чада, чего желает нам св. Церковь в следующих словах пасхального канона: «Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения, Христа блистающася».

В этих словах православная Церковь указывает всю сущность христианства. И прежде всего слова «очистим чувствия «говорят нам о том, что христианство есть великий подвиг нашей борьбы со страстями и со грехом — подвиг неуклонного и постоянного соблюдения всех Божественных заповедей. Ясно, что для нашего спасения недостаточно одной только веры во Христа Воскресшего, но надо встать на путь узкий, скорбный и тернистый, согласно словам Христа: «Узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Мф. 7,14).

Трудность этого великого христианского подвига хорошо сознавали те, которые добросовестно боролись со своими страстями, не изменяя Спасителю ни в мыслях, ни в чувствах, ни в делах. Трудность сего подвига хорошо сознавали те, которые молча переносили обиды и от всего сердца прощали врагов, которые провождали свою жизнь в постоянном воздержании и чистоте, старались быть неусыпными в своих молитвах к Богу, днем и ночью отражая от себя стрелы лукавых духов.

За такой подвиг светоносная благодать Божественного Духа, что то же — неприступный свет Воскресения Христова, — просвещала истинных христиан и производила великие знамения и чудеса в их жизни.

Это происходило и происходит в жизни св. угодников Божиих через благодать Св. Духа. Господь ниспосылал им дар Божественного ведения. Силою этой благодати они целили всевозможные недуги в людях, изгоняли из них бесов и даже заставляли повиноваться себе диких кровожадных зверей, что является чудом из чудес.

Так, повиновался лев, как разумное создание Божие, прп. Герасиму на Иордане. Так, слушался прп. Серафима Саровского медведь, понимая слова его и даже движение его руки. Так, повиновались волки великой праведнице Русской Церкви игумений Старо-Ладожского монастыря Евпраксии, и даже охраняли ее. Другой русской великой подвижнице Христа ради юродивой Ефросиний повиновались птицы. А когда она тяжко болела и была оставлена людьми без всякой помощи, ворон ежедневно прилетал к ней с пищей, подобно тому как некогда делал ворон по отношению к пророку Илии.

В книге «Лавсаик», в этом извлечении из святоотеческих сказаний, повествуется, как однажды в келлию великого подвижника и чудотворца Макария Александрийского вошла гиена и бросила к ногам его своего слепого детеныша. Св. Макарий взял его и, плюнув ему в глаза, сотворил молитву, и он тотчас стал видеть; а мать накормила его и ушла с ним. На следующий день гиена принесла Блаженному Макарию кожу большой овцы, стала на колена, опустила голову к земле и, подавая ему сию кожу, как бы просила его принять этот дар за исцеление ее слепого детеныша. Великий чудотворец принял дарение гиены, но запретил ей впредь есть овец у бедных. Эту кожу завещал св. Макарий Блаженному и Великому Афанасию.

Во всех этих дивных чудесах святые люди зрели Христа «блистающася» — видели Его, блиставшего дивными проявлениями благодати. Но за то, что они всегда очищали все свои чувства от всего страстного и греховного, за свою сердечную чистоту, угодники Божий нередко зрели и Самого Христа в блеске Его Божественной Славы и от этого зрения преисполнялись райским блаженством еще здесь на земле.

К этому дивному и блаженному зрению св. Церковь призывает всех и каждого из нас приведенными словами пасхального канона. Она призывает нас к зрению Христа блиставшего и в дивных проявлениях благодати, и к зрению Его Самого. Пусть никто не почитает сие последнее величайшее благо — созерцание Самого Христа еще на земле — невозможным для нас, так как Господу угодно было даровать нам обетование в таких своих словах: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам» (Ин. 14,21).

И да не будет сей великий призыв Матери нашей Церкви тщетным для нас. Как послушные ее дети, отзовемся на сей призыв всем сердцем. Станем, пока не поздно, на путь узкий и скорбный, на путь неуклонного очищения своего сердца от страстей и соблюдения всех заповедей Христовых в целях достижения своего спасения или истинного вечного блаженства.

Тогда Господь осуществит над нами во всей силе слова пасхального канона: «Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения, Христа блистающася»; каковые слова являются в своей сущности словами Христа: «Блажени чистии сердцим: яко тии Бога узрят» (Мф. 5,8). Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 1 апреля 1947 г.


Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада