Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово перед сбором пожертвований на русских голодающих иноков св. Афона

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



В числе многих спасительных книг нашей Православной Церкви есть книга под названием «Афонский патерик», в которой содержится описание жизни и подвигов всех афонских угодников Божиих с самых древних времен. Церковное предание нам говорит, что Афон посетила еще во время земной Своей жизни Пречистая Божия Матерь, избрав его Своим жребием евангельской проповеди, чтобы сделать его оплотом истинной христианской веры и жизни на все века.

Поэтому Афон сделался духовным рассадником, откуда вышло немало великих иерархов и столпов Церкви, из коих некоторые были выдающимися Константинопольскими патриархами. Один из афонских иноков и подвижников XIII в. св. Савва, сын Сербского самодержца Стефана Неманя, был первым главою автокефальной Сербской Церкви. Знаменитый защитник православия св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникский, изобличивший в XIV в. еретиков Варлаама и Акиндина, вышел с Афона (Ч. I. С.284—286). Тот же Афон дал России в XI в. прп. Антония Печерского, отца русского иночества (Ч. II. С.272—276), а в ХV в. — прп. Нила Сорского как отца скитского подвижничества в нашей Церкви (Ч. II. С.279—280). Прп. Арсений Коневский и страдалец за Русскую Церковь знаменитый Максим Грек пришли к нам с Афона — первый в XIV, а второй в XVI веке (Ч. II, С. 276—278, 281—282). Между выдающимися аскетами и созерцателями-богословами «Добротолюбия», этой величайшей сокровищницы святоотеческого учения для всей вселенской Церкви, мы находим подвижников XIV в.: прп. Григория Синаита, Константинопольского патриарха Каллиста II и его сотаинника Игнатия. Их также произрастил св. Афон, как это видно из Афонского патерика (Ч. I. C. 322-341; 376-377).

Читая эту книгу, приходишь в изумление от величайших подвигов, которыми прославилось афонское иночество. Так, например, прп. Герасим Новый, подвижник XVI в., в течение 30 лет не вкушал совсем хлеба, а питался одними только травами (Ч. II. С.61—66). Прп. Иерофей, подвижник XVIII в., спал только один час в сутки (Ч. II, С. 108—113). Подвижник того же века, прп. Акакий Новый в течение 20 лет ел через два-три дня, и притом почти не вкушал хлеба, довольствуясь одними дикими травами. Впоследствии он совсем отказался от хлеба и для своего питания превращал в порошок мрамор и дикие травы, делал из всего этого смесь, варил ее и так питался, пока у него не открылось кровохаркание, причем прожил сей угодник Божий около ста лет. Но еще более поразительно в жизни Акакия Нового то, что при всех своих величайших подвигах он имел изумительное смирение. Один из учеников Акакия спросил его, видел ли он Христа? «Да, видел», — ответил старец. — «Что же Он сказал тебе?» — спросил ученик. — «Господь сказал мне, — отвечал св. Акакий: — Гряди по Мне, исполняй Мои заповеди. И однако же я не последовал Ему». При этих словах дивный старец горько и безутешно заплакал (Ч. II. С. 114-122).

Так же изумительны были и мученические подвиги афонских иноков. Св. Иоанн Златоуст в своем толковании на Евангелие Иоанна Богослова говорит, что ввиду слабости человеческого естества самим не следует идти на мученический подвиг, но если повлекут, то надо идти, безбоязненно исповедать свою веру во Христа и умереть за Него. Но афонские иноки сами добровольно отправлялись на мучения от турок. Пламенный огонь любви к Богу настолько сильно горел в их сердцах, что они вымаливали себе благословение у афонских старцев пострадать и умереть за Христа. Случалось, что турецкие власти их прогоняли. Тогда они вновь являлись перед ними, вновь исповедовали Христа, осуждая Магомета, пока не предавались на ужасные муки и не получали смертного приговора. В самих своих мучениях они являли необыкновенное мужество. Избитые, изуродованные, окровавленные, они писали из темниц письма к лицам, желавшим их освободить, чтобы их не освобождали и не препятствовали им умереть за Христа. На смертную же казнь они шли с радостию и веселием, как на брачный пир. Поэтому мученик Феодор, пострадавший в XVII в.. прежде чем быть повешенным, целовал веревку (Ч. II. С.148—149). А славный мученик Агафангел. пострадавший в XIX в., не мог от радостного трепета спокойно дождаться наступления пяти часов вечера, когда, как ему было открыто в видении, должны были его обезглавить. Он все спрашивал окружавших его в темнице, который час и сколько осталось времени до пяти часов. И действительно, в этот час он был усечен мечем (Ч. II. С.328—360).

Сообразно с этими великими подвигами афонских иноков, поразительна была и благодатная слава, которую проявлял Господь и Его Пречистая Матерь в их жизни. Описывая жизнь основателя афонской лавры св. Афанасия, подвижника X в., патерик передает нам о дивном явлении ему Божией Матери. Это явление произошло в минуты тяжелой скорби св. Афанасия, когда он, после того как вся братия из-за голода и отсутствия воды оставила его лавру, также решил уйти из нее и уже отошел от обители на большое расстояние. Тут его встретила некая Жена с девственным взором, Которая трогательным голосом стала умолять его оставить малодушие и вернуться в лавру, обещая Свой покров. «Кто ты?» — спросил ее св. Афанасий. — «Я Та, имени Которой ты посвятил свою обитель, Которой вверяешь судьбы ее и твоего спасения», — отвечала Жена. — «Боюсь верить, — сказал старец, — ибо и враг преобразуется в ангела светла. Чем ты убедишь меня в справедливости твоих слов?» — «Ударь в этот камень жезлом своим и тогда узнаешь, Кто говорит с тобой. Знай при этом, что Я навсегда останусь Экономиссой твоей лавры». Св. Афанасий ударил в камень, и из него внезапно появился источник воды, а Жена сделалась невидимой. Сей источник, как целительный, продолжает существовать на Афоне и доселе вместе с церковью, построенной там в память сего великого чуда (Ч. I. C.80—81).

Другой афонский подвижник XIV в. Максим Кавсокаливский получил такую славу от Бога, что ангел служил ему, принося ему хлеб для пропитания (Ч. I. C.266—283). В том же патерике о прп. Косме, подвижнике того же века, повествуется, что во время болезни он Пожелал отведать рыбы и вскоре орел слетел к его келлии и положил у дверей ее свежую рыбу. Когда прп. Косма скончался, то множество зверей и птиц стеклось на его погребение (Ч. I. C.259—265). Св. Григорий Палама еще в бытность свою на Афоне получил от Бога дар слез и блистал божественным светом после совершения им литургии. Когда св. Нифонт Афонский, подвижник XV в. (бывший патриарх Константинопольский) молился, то божественный свет озарял его и Всю Афонскую гору, достигая небес (Ч. II. С.3—25). Тем же светом просиявались лица афонских подвижников Каллиста (впоследствии патриарх Константинопольский) и его сотаинника Игнатия. Преподобномученик Иаков, пострадавший в XVI в.. будучи на Афоне, удостоен был от Бога такой же благодатной славы, какой сподобились ап. Павел и прп. Серафим Саровский: он был вознесен на небо и созерцал райские обители (Ч. II. С. 73—81).

Когда славный мученик Агафангел в присутствии множества народа в Константинополе был обезглавлен, то дивное благоухание разлилось от его мощей. Повествование о сей славе мученика записал один из лучших богословов того времени дидаскал Герман, живший на Афоне и скончавшийся там в 1851 г. (Муравьев. Письма с Востока в 1843—50 гг. СПб., 1857). Он сопровождал с Афона мученика Агафангел а до места казни и был свидетелем всех его страданий. По свидетельству Германа, сонм христианских учителей всей вселенной в течение многих лет не сделал бы того, что сделали мученическая кровь Агафангела и дивное благоухание от его мощей. От созерцания этой божественной славы в течение трех дней, пока мощи мученика лежали на месте казни, христиане приходили в такое сокрушение, что непримиримые враги примирялись между собою. Многие раздавали щедрую милостыню. Нечистые по жизни делались чистыми. Безбожники делались верующими людьми. Даже турки пришли в благоговейное чувство — называли умерщвленного ими Агафангела мучеником и выдали его тело христианам для погребения.

Из всего сказанного нами становится понятным, почему у православных народов, и особенно у нашего русского благочестивого народа, была такая любовь и такое устремление к Афону с самых давних времен. Эта любовь наша к Афону имела своим последствием появление там дивных русских обителей, вмешавших в себе перед нашей революцией до 5000 человек. Туда шел из России беспрерывный поток паломников. И кто только из благочестивых русских людей не стремился на Афон? А тот, кто там побывал, не мог уже на всю жизнь освободиться от благодатного обаяния афонской святыни. Любовь наша к Афону нашла себе выражение и в трогательной священной кантате: «Гора Афон, гора святая», которую пели со слезами на глазах русские благочестивые люди.

Будучи оплотом нашей веры по своей высокой благодатной жизни, св. Афон был для нас таковым и по своему издательству религиозно-нравственных книг, в обилии распространявшихся по лицу нашей необъятной России.

Увы, в данный момент сей могучий оплот православия в лице русских афонских иноков погибает от голода. Последние остатки своих духовных книг они продали недавно в Сербию, а всю свою драгоценную церковную утварь продали грекам. От безденежья и голода русские иноки на Афоне быстро уходят в могилу. Оставшимся в живых, число которых не превышает 2000*, грозит такая же печальная участь.

______________________

*В настоящее время (1944 г.) русских иноков на Афоне осталось всего 700 человек.

______________________

Конечно, мы надеемся, что Матерь Божия, небесная Покровительница Афона, не допустит его гибели, как Своего жребия, как дела Своих пречистых рук. Но эта надежда не дает нам никакого основания быть равнодушными к гибели величайшей русской святыни. Долг каждого из нас позаботиться о спасении оплота нашей православной веры, дороже которой для нас нет ничего в мире. И я призываю вас, мои возлюбленные о Христе чада, к оказанию помощи св. русскому Афону, умирающему от голода.

Поэтому я обращаюсь к вам с просьбою образовать комитет по сбору пожертвований на русских голодающих иноков Афонской горы, покорным слугою которого я готов с радостью быть. Пусть этот комитет займется сбором пожертвований здесь и обратится с призывом о помощи ко всем русским православным людям, живущим за рубежом, которым дорога наша Церковь.

Верую, что если вами будет положено начало этому делу, Матерь Божия Сама доведет его до конца. И как может быть иначе, когда Афон есть Ее любимое детище, когда афонские иноки находятся под Ее особым материнским покровом? А также верую я, что всякое пожертвование и всякое усилие в деле организации сей святой помощи будет принято Самою Божиею Матерью, Которая сторицею воздаст за него Своею бесконечною любовию.

С этою верою и примите мое к вам настоящее обращение, возлюбленные о Христе братия и сестры, об оказании помощи русским инокам на Афоне, на что призываю благословение Божие и покров небесной Игумений Афона, Пречистой Божией Матери. Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 25 августа 1930 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада