Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово против гонений на православие в Польше

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



На прошлом Соборе архиереев Русской Зарубежной Церкви с клириками и мирянами было вынесено следующее постановление относительно положения Православной Церкви в Польше: установить 3/16 октября сего года во всех церквах заграничной соборной юрисдикции моление о страждущих братьях в Польше; обратиться от имени Собора ко всем главам автокефальных Церквей, к архиепископу Кентерберийскому, к Лиге наций и общественному мнению всех стран по поводу преследований православных в Польше, проводимых со страшною жестокостью.

Во исполнение сего соборного постановления, мы будем сейчас, возлюбленные о Христе братия и сестры, молиться, чтобы Господь прекратил гонение на Православную Церковь в Польше.

Эта Церковь насчитывает в своем составе пять миллионов русских православных людей, пять епархий, семь архиереев, тысячу триста приходов и две с половиной тысячи священно-церковных служителей. Она именуется автокефальной, хотя в этом достоинстве не признали ее Церковь-Мать и Церкви Сербская, Болгарская и наша Зарубежная. Эта автокефалия была образована главным образом по требованию польского правительства исключительно только для того, чтобы изолировать Православную Церковь в Польше от всех других Православных Церквей и, как одинокую и беззащитную, скорее уничтожить, а всех русских православных людей обратить в католичество.

Как видно из документов, представленных на последний наш Собор, цель эта осуществлялась постепенно посредством тяжких притеснений православного духовенства. Последнему было предоставлено нишенское содержание от правительства и, кроме того, оно лишено было защиты закона, так как по §3 временных правил, которыми должна руководствоваться Православная Церковь в Польше, священник без суда и следствия и без всяких объяснений со стороны властей мог быть удален в двадцать четыре часа из пределов воеводства.

Конечно, такими условиями жизни и деятельности православного духовенства в Польше как нельзя лучше пользуется воинствующий католицизм, пропаганда которого всячески поддерживается властями и разными католическими организациями. Опираясь на последние и на польские власти, ксендзы своею проповедью стараются склонить православное население к переходу в католичество или, по крайней мере, в унию на том основании, что будто все православные русские люди, вошедшие в новый состав польского государства, ранее были католиками и поляками и что они насильно обращены в православие русским царским правительством.

Впрочем, дело не ограничивается только этою лживою проповедью. На протяжении всего времени существования Православной Церкви в Польше храмы последней и молитвенные дома десятками и сотнями постепенно закрывались или обращались в костелы. Была даже попытка отнять великую православную святыню в Польше — Почаевскую Лавру. Всякое же противодействие со стороны православных, при посягательствах на их святыни, рассматривается как антигосударственное политическое преступление.

Этого мало. По требованию властей и католической пропаганды, богослужения в православных храмах стали совершаться на польском языке; а во многих католических храмах введен так называемый «восточный обряд», т.е. совершение богослужения по образцу греко-восточной церкви. Все с тою же целью скорейшего уничтожения Православной Церкви в Польше в жизнь русских людей вносится разделение через украинизацию, которая всячески поощряется правительством. Православная иерархия печатно обливается грязью. Не оставляются без внимания и православные богословские школы, где внедряется такая система воспитания, при которой изгоняется самый дух православия и истина заменяется ложью.

Несмотря на всю эту подготовительную работу по обращению православных в католичество, результаты получились весьма незначительные. В течение последних двадцати лет унию приняли только двадцать тысяч русских. Зато из унии перешло в православие тридцать тысяч человек. В католичество перешло только полторы тысячи православных, и то под влиянием насилия и всяких угроз. Причем почти все продолжают посещать православные храмы и каются на исповеди в грехе отступления от своей веры. Вместо же отнятых храмов на последние гроши русских строятся новые храмы, куда приглашаются изгнанные священники уже на полное иждивение православного населения.

Ввиду таких незначительных результатов католической пропаганды, в 1937 г. состоялся Генеральный синод католического епископата в Польше, который постановил: считать одною из главных своих задач соединение Православной Церкви в Польше с католической.

Это постановление польское правительство решило осуществить во что бы то ни стало, в надежде, что православное население, сделавшись католическим, будет преданным Польше.

И вот с весны 1938 г. в Польше началось открытое, весьма тяжкое гонение на Православную Церковь, которое выразилось в разрушении храмов и в страшном насилии над православными, с требованием принятия ими католичества. С каким успехом стали осуществляться здесь, при помощи польского правительства, планы Ватикана, об этом свидетельствует тот факт, что из 383 православных храмов, которые существовали в Холмшине и Подляшье до войны 1914 г., к моменту нашего последнего Собора осталось только 63 храма. А в настоящее время и это число значительно сократилось.

Самое разрушение церквей производится вандальским способом. Неожиданно ночью, под охраной пулеметов, появляется отряд полицейских, иногда с арестантами, и к утру церковь уничтожается до основания. При этом бывают случаи ужасного кощунства над св. Дарами и другими священными предметами нашего религиозного почитания. Священники и прихожане, которые пытаются защитить святыни, избиваются полицией, арестовываются и предаются суду. Все жалобы высшим властям остаются безответными.

Многие из среды поляков понимают, что это гонение чревато тяжкими последствиями для самой Польши, Известный униатский митрополит Андрей Шептицкий выступил с посланием против этого гонения, порицая действия польского правительства и отмежевываясь от римо-католических деятелей. Это послание властями было конфисковано, как и послание иерархов Православной Церкви в Польше, с крайне осторожным утешением гонимого верующего народа.

Православное население Польши, подавленное гонением, обратилось за помощью к нашему Собору. С этою мольбою оно обращается ко всем нам и ко всему культурному миру.

Несомненно, рано или поздно Россия заставит вспомнить поляков, что русское правительство так к ним никогда не относилось. Одновременно она напомнит полякам разрушение ими русского Варшавского собора и других православных храмов, все ужасы настоящего гонения на православных в Польше и вынесет свой обвинительный приговор.

Тогда поляки поймут свое безумие и всю пагубность для них фанатизма католического духовенства и его главы — папы, весьма погрешимого и повинного не только в ересях, но и в том насилии, которое допускается им при совращении людей в свою пагубную веру.

Кажется, никогда так ярко папа не выступал в виде великого инквизитора, каким изобразил его наш Достоевский, как выступает он ныне в своих деяниях в Польше. Эти деяния нельзя назвать иначе, как антихристианскими. Если бы папа был истинным последователем Христа, то он не допустил бы, чтобы польский епископат, ксендзы и миряне ,как его духовные чада, совершали такие злодеяния, которые обратили жизнь православных в Польше в сплошное мучение, в один кромешный ад. Очевидно, папа не может действовать иначе, в силу нравственной природы своего еретического исповедания, т.е. в силу той же чрезвычайной гордыни, столь свойственной католичеству, не имеющему ничего общего ни с православной верой, ни с истинной христианской моралью.

Вот почему некоторые думают, что в католичестве нет благодати Божественного Духа. Мы полагаем, что у католиков благодать Св. Духа есть, так как у них сохранилось апостольское преемство. Объясняя евангельские слова: «И растешет его полма, и часть его с неверными положит» (Мф. 24,51). св. Василий Великий свидетельствует, что благодать Св. Духа отнимется от принявших ее только на Страшном суде Христовом. Но эта благодать не является в католичестве, вследствие присущих ему ересей, действующей, т.е. перерождающей и спасающей. Над католиками как еретиками, принявшими иное благовествование, тяготеет во всей силе апостольское проклятие (Гал. 1,8), которое отсекает их от нашей истинной Церкви Православной и тем самым обрекает на вечное лишение блаженства в небесном Царстве Христовом.

О, если бы католичество не имело божественной благодати! Тогда оно не было бы так повинно перед Богом. Впрочем, главная ответственность здесь падает на католическую иерархию во главе с ее римским первосвященником. Католических иерархов в отношении к благодати можно уподобить Иуде-предателю. По свидетельству св. Иоанна Златоуста, он, как и другие апостолы, получил от Христа дары Св. Духа, коими совершал великие чудеса вплоть до воскрешения мертвых, когда посылался Спасителем вместе с другими Его учениками на проповедь. Он даже удостоился принять на Тайной вечере Тело и Кровь Христа. Тем не менее это великое апостольское достоинство Иуды не только не явилось для него спасительным, но оказалось ему в погибель и вечное осуждение за то, что он предал Христа.

Такому осуждению подлежит и католичество, главным образом в лице своей иерархии, за то, что последняя приняла от Христа чрез апостольское преемство благодать Св. Духа и попирает ее своею чрезвычайною гордостью и ересями.

Однако чем же мы, возлюбленные о Христе братия и сестры, можем оказать помощь нашим страждущим братьям в Польше? Будем молиться, чтобы Сам Господь Своими промыслительными путями уничтожил гонение на Православную Церковь в Польше. Будем умолять Его, чтобы Он даровал отраду нашим братьям, страдальцам за истинную веру Христову. И да исполнит Господь молитвы наши и да явит Он в жизни православных русских людей в Польше пред лицом всего мира божественную силу непреложных Своих слов: «...созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16.18). «Не оставлю вас сиры; прииду к вам» (Ин. 14,18), и: «...се, Аз с вами семь во вся дни до скончания века» (Мф. 28,20). Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 3 октября 1938 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада