Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово в 22-ю неделю по Пятидесятнице

О любви к ближним и о терпении скорбей

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Сегодня за Божественной литургией на евангельском чтении св. Церковь предлагала нашему вниманию, мои возлюбленные о Христе чада, притчу Спасителя о Богатом и Лазаре. В этой притче Господь показывает нам, какая вечная адская мука в геенне огненной ожидает тех, которые во время земной жизни не оказывали сострадания бедствующим людям, нищим и больным, несмотря на то что имели полную возможность делать это.

Ясно, что сею притчею Господь призывает нас исполнять одну из самых главных Его заповедей — о любви к ближним. Всем сердцем будем внимать божественному призыву, ибо как его отвержение влечет за собою вечную адскую муку, так его принятие нами всею нашею жизнью соединяет нас навеки со Христом для вечного райского блаженства.

Недаром Господь на Тайной вечере многократно умолял учеников Своих любить друг друга. На эту любовь Он даже смотрел, как на признак Его истинных последователей, когда сказал: «О сем разумеют еси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13,35).

О, как оправдывались всегда и неизменно данные слова Христовы в жизни св. людей и в особенности великих угодников Божиих. Эта любовь ап. Павла к ближним побудила его в Послании к филиппийцам сказать: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение... не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти важнее для вас» (Филип. 1, 21—24). Движимый сею любовью, св. ап. Павел готов был лишиться вечного спасения, лишь бы спаслись его братья израильтяне. Вот почему он в Послании к римлянам говорит: «...великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, т.е. израильтян» (Рим. 9,2—4).

И все истинные последователи Христа самою отличительною своею чертою, подобно ап. Павлу, имели любовь к ближним. Они стремились к тому, чтобы не только им самим, но и другим наследовать самое высшее для нас благо — вечное спасение с его бесконечным будущим райским блаженством в небесном Царствии Христовом. Поэтому день и ночь эту любовь свою они изливали в непрестанных горячих молитвах, умоляя Бога о даровании нам сего спасения. Естественно, что людьми, не имеющими веры во Христа ив Его вечное блаженное Царство, ценность этой святой любви для нас не признается. Поэтому св. люди считаются ими даже эгоистами. Однако эта любовь, не всеми зримая, является самою реальною действительностью и весьма для нас спасительною, что обнаружится после нашей смерти, когда многое для нас станет ясным и понятным и что ныне кажется для многих невместимым.

Впрочем, св. угодникам Божиим присуще, как отличительное их свойство, и другое трогательное проявление любви христианской, которое сознается даже и недуховными людьми. Мы имеем в виду их строгое отношение к себе и весьма снисходительное отношение к недостаткам своих ближних. Св. ап. Павел в своем Послании к галатам говорит: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал. 6,2). Как надо понимать эти апостольские слова? По святоотеческому толкованию, здесь под выражением «друг друга тяготы носите» надо разуметь наше снисходительное отношение к недостаткам ближних, в чем и обнаруживается в нашей жизни исполнение всего христианского закона, всего христианства.

Дивным воплощением этих слов представлял собою, подобно ап. Павлу, великий угодник Божий прп. Серафим Саровский. Сам он питался три года только травою снытью, а о сестрах Дивеевской обители, им руководимой, заботился, чтобы они досыта питались хлебом. Одной из них, бывшей в унынии от больших физических работ, советовал класть хлеб себе под подушку, чтобы вкушать его и ночью. Сам он день и ночь молился, а для сестер Дивеевской обители умолял их настоятельницу сократить богослужебный устав, не желая обременять их, как немощных и слабых, продолжительностью молитвенного подвига. Накануне своей смерти прп. Серафим в последний раз пришел в церковь, приложился ко всем иконам иконостаса, простился со всею братией, причастился св. Христовых Тайн и потом пошел к игумену. Преподобный беседовал с ним в течение целых двух часов. О чем же св. Серафим беседовал? Он умолял игумена снисходительно относиться к молодым немощным инокам, к их недостаткам и поддерживать их через эту любовь в борьбе со страстями в подвиге за целомудрие и за св. Церковь. Вот чем были заняты ум и сердце прп. Серафима перед его смертью. Так до самого последнего издыхания он любил ближних, и этою любовью было проникнуто все его существо.

За это Господь изливал на прп. Серафима всю Свою Божественную любовь во исполнение Своих непреложных слов: «...в ню же меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7,2). За эту любовь Господь сподобил преподобного поразительных видений и откровений и удостоил его дивной кончины. Вот за что св. ангелы вознесли душу Саровского подвижника после его смерти, при необычайном Божественном свете, разлившемся ночью по всему небу, к престолу св. Троицы для вечной непрестающей радости в небесном Царстве Христовом.

Знаменательно, что при наличии даже великих подвигов, мы никогда не наследуем этого блаженства, если не будем иметь христианской любви к ближним. Что может быть изумительнее подвига девства? Тем не менее, по учению Христа, двери царского небесного чертога будут для нас закрыты, если мы, провождая девственную жизнь, не будем иметь любви (Мф. 25,1—12). А св. ап. Павел говорит: «Если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13,3).

Вот почему, по словам Господа, мы на страшном суде Его будем осуждены на вечное мучение, если не будем во время своей земной жизни исполнять Его заповеди о любви к ближним.

Могут сказать, что если так обстоит дело, то зачем же нам соблюдать веру во Христа и стремиться к приобретению одной только любви, чтобы удостоиться вечного спасения?

Такие вопросы возникают только у тех, которые не имеют никакого понятия о духовной христианской жизни. Можно ли взойти на гору, минуя основания горы? Конечно, нельзя. Точно так же нельзя без основы всех христианских добродетелей, т.е. без искренней веры во Христа, достигнуть их вершины — любви. Вот почему Господь сказал: «Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16,16). Ведь только за веру, конечно православную, Господь подает нам, через таинства св. Церкви, спасительную возрождающую благодать Св. Духа, которая сообщает нам силу исполнять все божественные заповеди и, следовательно, заповедь о любви. Ясно, что без православной веры мы ничего доброго сделать не можем, почему Господь и сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15,5). Этого мало. За отвержение православной веры мы не только лишаемся божественной силы для исполнения заповеди о любви, но еще здесь, в земной жизни, подпадаем Отвержению от Бога и будем находиться под проклятием, почему ап. Павел и говорит: «...аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» (Гал. 1,8).

Отсюда понятно, почему у еретиков и сектантов, например евангелистов, баптистов, штундистов, субботников, нет истинной любви христианской, и они дышат такою злобою и ненавистью к православной Церкви, ее священнослужителям и истинным ее последователям.

Итак, будем помнить, мои возлюбленные о Христе чада, что «без веры невозможно угодить Богу» (Евр. 11,6), что без веры православной нет благодати, нет и истинной любви к ближним, а есть только гибельный эгоизм или же одни пустые слова о любви, как у еретиков и сектантов. Поэтому будем прилагать тщательные усилия и свято, неуклонно хранить православную веру, чтобы вместе с ней у нас всегда была благодатная и истинная любовь к ближним, в особенности к нищим и больным.

Вот к чему призывает нас св. Церковь через нынешнее евангельское чтение на литургии.

В том же евангельском повествовании о богатом и Лазаре мы находим и другой призыв Церкви, в котором она увещевает нас терпеть болезни и нищету до конца нашей земной жизни, если Богу будет угодно испытать нас такою горькою участью. Были, есть и будут такие страдальны, которые являются подобными Лазарю по своей беспросветной и безотрадной жизни. Лазарь был оставлен Богом без благодати исцеления. Он был оставлен и людьми без всякой помощи, чтобы во всей полноте ему испить чашу страданий. Одни только псы приходили к нему и лизали его раны. Но смотрите, какою же несказанною радостью окончилась эта горькая и мученическая жизнь Лазаря. Как только он скончался, ангелы вознесли душу его на лоно Авраамово для вечного райского блаженства.

Этим евангельским повествованием о Лазаре св. Церковь в целях утешения хочет сказать нам, что такой блаженный конец ожидает всех тех скорбных, разумеется, истинно верующих людей, которые испытывают беспросветные беды до самой своей смерти. На них исполняются во всей своей силе слова Христа: «Аминь, аминь глаголю вам, яко слушали словесе Моего и веруяй пославшему Мя имать живот вечный: и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» (Ин. 5,24). Души таких страдальцев по разлучении тела не будут испытывать воздушных мытарств от бесов, но, подобно св. Серафиму Саровскому, тотчас же после смерти будут, при ослепительном божественном свете, опаляющем бесов, вознесены ангелами к Престолу Св. Троицы для вечной непрестающей небесной радости.

Поэтому не будем, возлюбленные, почитать несчастными тех из нас, которые терпят без всякого утешения, без всякого ослабления болезни, нищету и всякие другие бедствия. Будем всегда сознавать непреложную христианскую истину, что не для того нам Господь посылает всевозможные скорби, чтобы погубить нас, а для того, чтобы очистить нас от всех наших страстей, пороков и грехов и сделать участниками Своего блаженного вечного Царства.

К тому же не будем забывать, что терпеть без отрады и без перерыва одни только беды и напасти в жизни — это удел особых избранников и сильных рабов Божиих. Мы же, как слабые и немощные, никогда не будем оставлены без утешения и без благодатной помощи еще в земной своей жизни. Вот почему Господь всем нам говорит: «...еже забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего, аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе» (Ис. 49,15); «Не оставлю тебе и не покину тебе» (Евр. 13,5; Иис. Нав. 1,5). Лишь бы в скорбях своих не оставляли Бога, т.е. всегда пребывали в истинной православной вере, в истинной христианской любви к ближним и неуклонно исполняли все Божественные заповеди. Тогда мы наследуем вечное спасение с его непрестанным райским блаженством, а во временной сей жизни Господь не оставит нас без Своего божественного утешения во всех наших скорбях и исполнит над нами Свои непреложные слова: «Аще заповеди Моя соблюдете... радость моя в вас будет и радость ваша исполнится» (Ин. 15,10—11), т.е. будет совершенной. Аминь.

Русская инвалидная церковь св. вмч. Пантелеймона,
с. Княжево, 1946-1948 (?).


Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада