Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово в день Богоявления Господня

О благодати как источнике ведения для приобретения истинной христианской веры и жизни

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



«Явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Тит. 2,11-13).

Вот замечательные слова ап. Павла, которые св. Церковь предлагает нашему вниманию ныне за литургией на апостольском чтении. Из этих слов видно, что благодать Св. Духа есть источник истинного ведения, данный нам от Бога для уничтожения в нас всякого нечестия и приобретения нами христианской спасительной жизни. Необходимо нам, возлюбленные о Христе братья и сестры, в этом апостольском изречении обратить особенное внимание на слова: «наказующи нас». Ясно, что ап. Павел не выделяет апостолов из числа всех верующих, для коих благодать Св. Духа является источником истинного ведения.

Каким же образом сия благодать могла быть источником ведения для апостолов, когда они всему спасительному были научены непосредственно от Самого Господа Иисуса Христа во время земной Его жизни? Разве божественное учение не все было сообщено Господом Его ученикам? Нет, все учение, которое они должны были знать. Спаситель преподал апостолам. Вот почему Он в прощальной Своей беседе говорил нам: «...вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам» (Ин. 15,15). Но до получения благодати Св. Духа даже сами апостолы не могли вполне правильно понимать учение Христа.

Из Евангелия видно, что ученики Христовы не могли усвоить учение о таинстве св. Евхаристии. Они склонны были до самых последних дней жизни Христа смотреть на Него как на Мессию в смысле земного царя. Об этом свидетельствует просьба апостолов Иакова и Иоанна позволить одному сесть по правую, а другому по левую сторону Христа в земном Его царстве (Мф. 20,20—22). Даже на Тайной вечере ученики спорили между собою из-за старшинства (Лк. 22,24). А когда Господь начал говорить им о приближении Своей крестной смерти и о том, что Он явится им по воскресении, они сказали: «...не вемы, что глаголет» (Ин. 16,17—18). Поэтому Господь на той же Тайной вечере сказал им: «...еще много имам глаголати вам, но не можете носити (вместить) ныне» (Ин. 16,12).

Когда же на апостолов сошла благодать Св. Духа в пятидесятый день по воскресении Христа, то она их мгновенно переродила, просветила и открыла им все тайны божественного домостроительства. Тогда-то и исполнилось нал ними обетование Спасителя, данное Им в таких Его словах: «Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам... Егда же приидет Он, Дух Истины, наставит вы на всяку истину» (Ин. 14,26; 16,13). Благодать Св. Духа, сойдя на апостолов, не оставила в них и тени от прежнего непонимания Христова учения, ибо действием этой благодати их ум со всею полнотою и правильностью воспринял все истины, преподанные им Христом, почему ап. Павел от лица всех других апостолов сказал: «...глаголем премудрость Божшо, в тайне сокровенную, юже преду стаей Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме... Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия» (1 Кор. 2,7—8. 10). Господь даровал апостолам благодать в преизбытке, «во всякой премудрости и разуме» (Еф. 1,8), и настолько, что они могли сказать: «Кто бо разуме ум Господень... мы же ум Христов имамы» (1 Кор. 2,16). Отсюда будет понятно для нас, почему благодать является учительницей даже и самых апостолов. Потому, что только при помощи этой благодати они обогатились божественным разумением всех истин и всех тайн касательно веры и жизни христианской.

Но вот, возлюбленные, какой возникает вопрос. Ведь та же благодать, которая сошла на апостолов и обогатила их изумительным ведением, имеется и в нас с момента нашего крещения и миропомазания. Почему же она не научает нас так, как она научала св. апостолов? Да, мы имеем сию благодать, но она только тогда будет действовать в нас и научать всему спасительному, когда мы будем раскрывать ее в себе через неуклонное исполнение божественных заповедей и, таким образом, достигать сердечной чистоты, без которой никто не узрит Бога и не получит истинного спасительного ведения. Вот почему в пасхальном каноне говорится: «Очустим чувствия, и узрим... Христа блистающася».

Таким именно верующим людям, обладавшим чистотою сердца, и писал свое Первое послание св. Иоанн Богослов, говоря: «И вы помазание имате от Святого и весте вся... и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем» (1 Ин. 2,20. 27). В жизни первых христиан, благодаря их сердечной чистоте, благодать Св. Духа проявлялась в особенно дивной и изобильной мере. Как видно из Первого послания к коринфянам, тогда простые миряне обогащались от Духа Святого многими и разнообразными благодатными дарованиями (1 Кор. 12—14). Не оскудевали эти дарования Духа и после апостолов, в первые века христианства, когда нередко можно было встретить многолюдные монастыри, иноки коих были все чудотворцами. Так сильна была ревность к богоугождению.

Но ныне не стало той ревности. Поэтому и не стало такой чистоты и высоты жизни христианской. Благодать та же, но только она не действует так, как действовала и блистала ранее. Ныне благодать, получаемая нами в таинствах, тлеет в нас как искра под пеплом всевозможных наших страстей, ибо нет в нас решимости возгревать ее неуклонным исполнением божественных заповедей. Поэтому благодать Св. Духа и не может научать нас истинам веры и жизни христианской, хотя бы мы день и ночь читали Евангелие и, таким образом, учились делу спасения непосредственно из слов Христа. Такое непосредственное наше научение истинам Божественного Откровения, при отсутствии сердечной чистоты, приводит к всевозможным заблуждениям, ересям и сектам. Пока царствует в нас грех и страсти, слово Божие подобно для нас ослепительному свету солнца, на которое нельзя прямо смотреть, иначе мы можем повредить свое зрение.

Что же нам делать, возлюбленные, чтобы благодать Св. Духа и нас научала всему спасительному? Мы, грешные и немощные люди, можем научаться и просвещаться светом возрождающей крещенской благодати через благодатное учение св. отцов Церкви. Последние своею святою жизнью раскрыли в себе крещенскую благодать во всей полноте. Она сделалась для них источником истинного ведения, которое они передали нам в своих творениях. Поэтому, если благодать сия не горит в нас божественным светом, в силу нашей греховности, будем за благодатным научением истинам веры и жизни обращаться к св. отцам. Только через благодатное ведение св. отцов мы можем спасительно просвещаться Божественным Откровением и правильно воспринимать умом и сердцем его учение. Благодать Св. Духа действовала в св. отцах, как и в апостолах. Она во всей глубине раскрыла им все Божественное Откровение Ветхого и Нового Завета и уяснила им для нас все истины как в области догматической, так и в области нравственной на все века.

Ввиду этого будем почитать и любить св. отцов Церкви как самых драгоценных наших учителей, своими благодатными творениями обучающих нас науке из наук, самому главному и трудному делу — делу нашего спасения. Будем читать их, будем их изучать. Они показывают нам, как надо веровать и как надо жить по-христиански. Будем всякую нашу мысль сверять с благодатным святоотеческим учением и все то, что с ним согласно, принимать, а что с ним расходится, отметать в своей вере и жизни.

В силу такого отношения к учению св. отцов Церкви, мы приобретем самую драгоценную добродетель — смирение, ибо обрашаясь к авторитету св. отцов, мы тем самым будем отвергать свое горделивое и самолюбивое мудрование. И ради одного только смирения, хотя бы у нас не было никаких других подвигов. Господь не лишит нас благодати Св. Духа, согласно Своему слову: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч. 3, 34; Мак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5), и еще: «Приидите ко Мне... и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым» (Мф. 11, 28—29). Тогда ради нашего смирения благодать, данная нам в св. крещении, будет действовать и приумножаться в нас, просвещая и научая нас, под постоянным руководством Церкви и учения св. отцов, истинной вере и истинной христианской жизни. Тогда и в нашей жизни осуществятся слова ап. Павла: «Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце» (Тит. 2,11—12). Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 6 января 1927 г.


Впервые опубликовано: Проповеди. София, 1944.

Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада