Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово в день праздника Благовещения

Благовещение — «разрешение мира от первыя клятвы»

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Святая Церковь за вечерним богослужением в честь праздника Благовещения в одной из стихир на литии обращает наше внимание на такие слова: «Се воззвание ныне явися нам: Бог человеком соединяется... Дева бо приемлет радость... Мир разрешися первыя клятвы». А в седальне за утренним благовещенским богослужением говорится: «Днесь вся тварь радуется, клятвы бо праотчи разрешается соуз». Наконец, в одной из стихир на том же утреннем богослужении мы находим такие слова: «Пресущественное Слово плотию вселися в Тя, Богородице Дево, назда род... падший от древния клятвы».

Всеми этими словами своих благовещенских богослужений св. Церковь показывает нам, возлюбленные о Христе чада мои, какое величайшее благо даровано нам от Благовещения. Этим благом является избавление нас от проклятия, которое наложил Господь в раю за первородный грех наших прародителей, а через них и на все человечество.

Страшным несчастьем было для нас это проклятие. В своей сущности оно было разъединением людей с Богом, или отлучением их от райского блаженства на земле, как и в будущей жизни, ибо двери рая были закрыты даже для ветхозаветных праведников.

Впервые после падения Бог соединился с человеком при Благовещении, когда произошло в утробе Пречистой Девы Марии зачатие Бога Слова, произошло Его воплощение. Тогда настало для людей время возвращения им утраченного райского блаженства.

Таким образом. Благовещение даровало нам избавление от проклятия, соединение нас с Богом и райское блаженство. В этом и заключается основное и спасительное для нас значение Благовещения. Недаром св. Церковью оно называется главизною, или началом нашего спасения.

Разумеется, в самый момент Благовещения произошло только соединение Бога с человеком, а райское блаженство стало восприниматься нами, когда образовалась Церковь Христова на земле. Здесь мы получаем сие блаженство в благодатных многочисленных источниках: в молитвах и богослужениях Церкви, в особенности в ее таинствах, в словах Божественного Писания, в святоотеческом учении и в жизнеописании святых угодников Божиих. Святые люди представляют собой источники великого райского для нас утешения. Об этом свидетельствует стремление великого множества русских людей к святым людям. Почему это происходило? Потому что через них Господь являл дивные свидетельства своего всемогущества, милосердия и премудрости; потому что через святых Господь совершал Свои чудеса, столь желанные и отрадные для нашего сердца. Через них переливалась Божественная радость в сердца тех верующих, которые имели общение со святыми. Недаром митрополит Московский Филарет говорил: «Прикасаясь святых, мы прикасаемся Самого Христа, Который в них живет и царствует Своею благодатью».

Конечно, сие райское блаженство является достоянием тех, которые сами стремятся к нему путем неуклонного исполнения Божественных заповедей. Как через нарушение заповеди Божией райское блаженство было утрачено, так через соблюдение заповедей мы опять его обретаем при помощи благодати Св. Духа.

Грешники остаются вне райского блаженства. Этого мало. Над ними продолжает тяготеть проклятие Божие, и потому они являются самыми несчастными людьми на земле. Мы знаем с вами, возлюбленные, какое страшное несчастье представляет собой материнское проклятие. Несмотря на все усилия состоящих под этим проклятием достигнуть счастливой благоденствующей жизни, она для них недостижима. Какой-то рок беспрерывных несчастий тяготеет над ними и так продолжается до тех пор, пока это проклятие не будет снято самою матерью или же церковной властью. То же самое происходит и в жизни новозаветных грешников. Над ними во всей силе осуществляются слова Свящ. Писания: «Страшно впасть в руки Бога Живаго» (Евр. 10,31). И это не все. В будущей загробной жизни они будут более мучиться в аду, чем тяжкие старозаветные грешники, ибо последние не имели в себе внутренней возрождающей благодати, не пользовались теми многочисленными благодатными источниками, которые даруются нам Богом через Св. Церковь для соблюдения спасительных заповедей. Все грешники, живущие в Новом Завете, примут даже большие адские муки, чем сами бесы, ибо за бесов Своей драгоценной Крови Господь не проливал.

Поэтому будем, возлюбленные о Христе братья и сестры, неуклонно исполнять все Божественные заповеди. Для этого будем тщательно избегать грехов. Атак как самым гибельным и ужасным для нас является грех ереси, то будем всячески уклоняться от ересей, и в особенности современных... Эти ереси тем для нас опаснее и гибельнее, что они не отрицают веры в Христа как вторую Божественную Ипостась. Однако своим лжеучением они отрицают все дело Христа на земле, ниспровергают все Его Божественное домостроительство в деле нашего спасения.

Таково, например, давно опубликованное в печати богословское еретическое мнение о том, что Господь будто бы не налагал в раю за первородный грех на первых людей а через них и на все человечество Своего проклятия. Вы слышали сейчас, возлюбленные, приведенные слова из благовещенских богослужений, в которых Церковь ясно учит и утверждает, что это проклятие от Бога было наложено в раю на первых людей и на все человечество. Поэтому это проклятие называется Церковью «первою», «праотеческою», или «древнею» клятвою. А данное богословское мнение утверждает, что этого проклятия в раю не было.

Проклятие, или анафема, есть отлучение нас от Бога, источника жизни и блаженства, есть смерть телесная и духовная. По словам епископа Феофана Затворника, это проклятие уже содержалось в следующих Божественных словах первым людям: «...в оньже аще день снесте от него (дерева познания добра и зла), смертью умрете» (Быт. 2,17), конечно в случае неисполнения этих слов. Наши прародители не исполнили эту заповедь, пали первородным грехом, и проклятие вступило в силу.

Таким образом, если бы не было первородного греха, то не было бы и проклятия. Последнее есть следствие, а первородный грех — причина. Ясно, что отрицание вопреки Библии проклятия Богом наших прародителей влечет за собой отрицание первородного греха. То и другое находятся между собою в неразрывной связи. Отрицая проклятие, мы отрицаем первородный грех. Если мы будем отрицать первородный грех, мы тем самым будем ниспровергать все Божественное домостроительство. В самом деле, если первородного греха не было, то совсем не за чем было приходить в мир Спасителю для искупления нас от первородного греха и для избавления от проклятия, которых якобы не было. В таком случае в Христовом домостроительстве нет места рождению Христа, Его страданиям, смерти и воскресению и ниспосланию на апостолов благодати Св. Духа. В таком случае нет места в сем домостроительстве и самому Благовещению, этому началу, или главизне нашего спасения, ибо все эти события были вызваны первородным грехом и проклятием за этот грех.

Может ли при восприятии нами сего богословского и еретического мнения наша вера во Христа быть истинной? Конечно, нет. А где нет истинной веры, там нет и благодати, нет спасения, нет райского блаженства. Отсюда явствует, как мы должны хранить свою веру, в какой кристальной чистоте должны ее исповедовать.

Будем тщательно соблюдать заповедь Божию о вере и все прочие Божественные заповеди. Тогда все плоды Благовещения: избавление от проклятия, соединение с Богом и райское блаженство будут нашим достоянием. Тогда еще здесь, находясь во плоти, мы будем испытывать большее блаженство, чем то, какое испытывали первые люди в раю в своем невинном состоянии. В одной из стихир («На Господи воззвах») благовещенского богослужения св. Церковь влагает в уста Пречистой Девы Марии такие слова: «Рожду Бесплотного да возведет человеки в первое достояние», — здесь разумеется райское блаженство, которое испытывали первые люди. Но что же будет означать, что мы возводимся теперь в это блаженство с растворением, т.е. в расширенном объеме, в увеличенной степени? По святоотеческому разуму, это растворение есть нечто другое, как Тело и Кровь нашего Господа, страшное и самое великое таинство, в котором мы объединяемся с Христом, истинным Богом нашим, всем своим существом, делаемся едиными с Ним по благодати и обожаемся. Такого дивного, тесного и родственного единения с Богом не имели первые люди в раю. Поэтому новозаветные праведники, святые угодники Божий, за свое неуклонное соблюдение заповедей испытывали такую божественную радость, какой не имели наши прародители до своего падения. Это понятно, ибо тогда не было величайшего таинства Евхаристии, не было Тела и Крови Христа, — этого самого высшего плода Благовещения.

Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе чада, с праздником Благовещения. От всего сердца и молитвенно желаю вам, чтобы все плоды Благовещения были вашим достоянием, вплоть до божественной радости от принятых вами Святых Пречистых Тайн. А так как без исполнения спасительных заповедей этого достигнуть нельзя, то дай Бог нам всем неуклонно и всегда соблюдать божественные заповеди и чтобы над всеми нами всегда осуществлялись слова Господа нашего Иисуса Христа: «Аще заповеди Моя соблюдете..., радость Моя в вас будет, и радость ваша исполнится» (Ин. 15, 10-11), т.е. будет полной и совершенной. Аминь.

Русский храм св. мц. Параскевы,
г. София, 1946 г.


Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада