Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово на день праздника Благовещения

В чем «главизна нашего спасения»?

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Эти слова настоящего праздничного тропаря говорят нам, мои возлюбленные о Христе чада, о том, что было положено Богом в главизну, в основу нашего спасения.

Но, прежде чем говорить об этом, мы должны знать, в чем состоит наше спасение. Обычно многие из нас стремятся иметь как можно больше всяких познаний, но не стремятся к приобретению познания о самом главном и самом существенном для нас — о нашем спасении. Оно состоит в уничтожении первородного греха наших прародителей — их гордости, и в возвращении нам благодати Св. Духа, которая была источником святости и блаженства первых людей в раю и которую они потеряли вследствие впадения их в гордость.

С момента этого падения все божественное домостроительство в деле нашего спасения было направлено к явлению на земле вновь сей благодати, почему в тропаре и сказано: «...и еже от века таинства явление». Это ту благодать и благовестил архангел Гавриил Деве Марии, что обозначено в тропаре: «...и Гавриил благодать благовествует». Сия благодать воссияла на земле со времени сошествия на апостолов Божественного Духа. После этого она стала изливаться на верующих в таинствах св. Церкви. Это она, благодать Св. Духа, исполняла св. людей, благодаря их неуклонному соблюдению всех божественных заповедей, истинным ведением, даром чудес, божественною силою для борьбы со всяким злом, божественною радостью и дивными небесными откровениями и видениями. Через эту благодать небесная, святая и блаженная жизнь снизошла с неба на землю; и для приобщения к сей жизни все мы должны стремиться как к самой главной и высшей своей цели и в этом полагать всю сущность нашего спасения.

Однако что же было положено Богом в главизну, в основу этого спасения? На сей вопрос мы находим ответ в словах тропаря: «Сын Божий Сын Девы бывает». Бесподобное, изумительное смирение Сына Божия, Второй Божественной Ипостаси, и есть основа нашего спасения, уничтожения гордости наших прародителей и возвращения нам благодати с ее святою и блаженною жизнью.

Никто из людей своим смирением не мог уничтожить первородного греха гордости и вернуть нам сию благодать, ибо истинное смирение предполагает за собою небесную высоту, с которой можно было бы снизиться, смириться. Но этой высоты люди не имели, ибо все они, как падшие, лежали на земле, а после своей смерти, даже в лице своих праведников, сходили в преисподню, во ад. Истинное и спасительное смирение мог явить только Сын Божий. Он настолько смирился, что, будучи Творцом всех тварей, не возгнушался стать Сыном Своего творения, Своей рабы — Девы Марии. Будучи Сыном Божиим, Он сделался Сыном Человеческим.

Недаром Господь так часто называл Себя Сыном Человеческим. Это наименование Он прилагал к Себе не только для свидетельства, что Ему помимо Божественного естества присуще и естество человеческое, но по преимуществу для того, чтобы показать в сем наименовании, в спасительное назидание людям, Свое дивное Божественное смирение, и как в этом смирении проявилась Его великая неизреченная к нам любовь. Ибо Господь сошел с неба на землю, чтобы нас с земли возвести на небо для участия в Его Божественной радости, в Его вечном райском блаженстве.

Вот о какой главизне, или основе нашего спасения, говорят нам, возлюбленные, приведенные слова праздничного тропаря. Но эти слова не только говорят, но и побуждают нас осуществлять сие Божественное спасительное для нас начало в нашей жизни, побуждают стремиться к возможному для нас смирению, если, конечно, мы желаем себе спасения.

И это так для нас необходимо, и в то же время так для нас понятно. Ведь самою главною силою в деле нашего спасения является благодать Св. Духа. А благодать дается нам от Бога через смирение. Вот почему св. ап. Павел сказал: «Благодатию бо есте спасени чрез веру» (Еф. 9,8).

Да, здесь говорится не о смирении, а о вере. Но смирение является сущностью веры, ибо в вере мы склоняемся, как ничтожество перед Богом, и отвергаем свой гордый разум как самодовлеющую основу своей жизни и таковою основою признаем Одного только Бога. В Свящ. Писании мы находим даже прямое свидетельство, что Бог не только не спасает Своей спасительною благодатию гордых, но противится им, как врагам Своим, и подает сию благодать только смиренным, почему здесь и сказано: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать».

Поэтому будем, возлюбленные о Христе чада мои, смиряться пред Богом и людьми, т.е. будем слушать своего Господа и соблюдать все Его спасительные заповеди. Тогда благодать Св. Духа навеки соединит нас со Христом и будет для нас источником вечного спасения с его несказанным и бесконечным райским блаженством.

Впрочем, за смертию Господь не оставит нас и благами временной нашей жизни. Св. Библия свидетельствует, что за смирение или послушание Богу в Его Божественных и спасительных для нас заповедях Господь устраняет от нас всякие бедствия и посылает нам все блага земли, а за гордость ввергает нас в море всевозможных несчастий. «Если вы, — говорит Господь словами одной из богооткровенных Моисеевых книг, — заповеди Мои будете хранить и исполнять их, Ядам дожди в свое время, и земля даст произрастания свои и... пошлю мир на землю... И буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом... Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей Моих..., то Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чалость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их., и будут господствовать над вами неприятели ваши и побежите, когда никто не гонится за вами. Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши и сломлю гордое упорство ваше» (Лев. 26,3. 4. 6. 12. 14-19).

Так, в строгом соответствии с этим богооткровенным свидетельством учат и св. отцы Церкви, и в частности великий из них св. Марк Подвижник. Он говорит, что все несчастья Господь посылает нам за нашу гордость. За эту страсть Господь предает нас даже самому сатане и всем его демонам попирать нас всевозможными бедствиями, пока мы не смиримся».

Будем, возлюбленные, умолять Господа о ниспослании нам благодатных сил для того, чтобы смиряться пред Богом и людьми и неуклонно соблюдать все Божественные заповеди. И Господь никогда не лишит нас земных наших благ. Наипаче же за наше смирение Господь дарует нам благодать Свою, а вместе с нею все блаженства рая в Небесном Своем Царстве, чего да удостоит Он каждого из нас молитв ради и заступления Пречистой Своей Матери, Девы Марии. Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 25 марта 1948 г.

______________________

* Иак. 4,6; ср.: Притч. 3,34: «Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать». Добротолюбие. М., 1905. Т. I. С. 514—515.


Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада