Архиепископ Серафим (Соболев)
Слово в день празднования Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня

Достижение благ Креста Господня должно стать целью нашей жизни

На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)



Все мы должны знать, мои возлюбленные о Христе чада, великое и спасительное значение Креста Господня. Об этом значении, точнее, о неизреченных благах, происходящих нам от Креста, говорила св. Церковь и вчера и сегодня в своих богослужениях великого праздника.

Говорила об этом св. Церковь и в стихире на «Господи возвах», которая поется на малой вечерне. Здесь сказано: «Крест возносится, и демони прогоняются, разбойник Едема убо врата отверзает, смерть умерщвляется и ныне дуста явися, Христос величается. Тем веселитеся еси земнороднии, клятва разрушится».

Здесь кратко, но существенно изображаются все события Божественного о нас домостроительства, центром которых является крест Господень. Крестом Своим и Божественною Своею Кровью, на нем пролиянною, Господь искупил первородный грех Адамов, разрушил все дела диавола, направленные к гибели всего человечества, уничтожил смерть, сделавшись первенцем воскресения всех людей, разрушил клятву — это разлучение людей с Богом, — и потому двери рая теперь отверсты для нас, и святые люди, вслед за покаявшимся благоразумным разбойником, по своей смерти водворятся в нем, и даже без воздушных бесовских мытарств, по слову Христа: «Слушаяй словесе Моего, и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный: и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» (Кн. 5,24). В силу этого Креста Своего Господь дарует нам Свою божественную благодать, которая помогает нам неуклонно соблюдать все спасительные заповеди и дает нам через них, а также через св. Причащение возможность вступать в самое близкое, родственное и блаженное единение еще здесь со Христом для участия в великой славе и неизреченном блаженстве Его Небесного Царства.

Достижение всех этих благ Креста Господня должно быть целью всей нашей жизни. И мы всех этих благ достигнем и будем ими обладать, если усвоим урок, коему поучает нас сей Крест Господень. Он поучает нас смирению Христову, о чем еще ап. Павел сказал: «Себе умалил, зрак раба приим... смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякого имене» (Флп. 2,7—9).

Не будем забывать, возлюбленные, что крест этого дивного смирения, вплоть до оплевания, заушения, стращания и смерти, Господь восприял на Себя добровольно. Подражая Христу, и все святые, начиная с апостолов, добровольно возлагали на себя крест смирения, со всеми его унижениями и страданиями, зная, что как Господь смирением совершил наше спасение, так и мы не чем иным не может достигнуть своего спасения, как только через смирение.

Мы же, возлюбленные о Христе чада мои, будем умолять Господа, ради Его Креста, о даровании нам благодатных сил смиряться и перед Богом, и перед людьми, хотя бы под влиянием тех великих скорбей, бедствий и всяких несчастий, которые посылает нам Господь с единственною целью смирить нас для нашего спасения. Эту Свою Божественную и непреложную истину открывал Господь еще в Ветхом завете через Своих пророков. Так, Господь некогда говорил людям через Моисея, что если они будут слушать Его, своего Господа, и соблюдать Его заповеди, то все блага земли и всякое благополучие будет их уделом. Если же они не будут Его слушать и исполнять все Его заповеди, то Он пошлет на них всякие болезни и несчастья. Если же и при всем том они не смирятся и не будут слушать его, то Он многократно будет всемерно увеличивать все их бедствия и будет карать их до тех пор, пока не сломит их гордого упорства (Лев. 26,3-46).

Так раскрывали эту Божественную истину и в Новом Завете св. отцы Церкви. Они свидетельствовали, что все несчастия Господь посылает нам для того, чтобы смирить нас; причем Господь попускает, чтобы сам сатана со всеми своими демонами попирал нас посредством всевозможных болезней и бедствий, пока мы не смиримся и через смирение не станем на спасительный путь и не воссоединимся с Богом.

О, если бы мы познали истинный смысл и значение всех своих страданий! К сожалению, среди нас много находится людей, которые не хотят иметь истинного ведения о спасительном значении всех своих скорбей. Несмотря ни на какие вразумления их Богом посредством бедствий, они продолжают пребывать в гордости и тщеславии. Они хотят, чтобы их хвалили, прославляли, считали их первыми за их ум и за их добрые дела. Такие христиане не хотят знать слов ап. Павла, который, будучи обогащен всякою премудростью, всеми дарованиями Св. Духа и нравственным совершенством, говорил про себя, что он первый грешник из всех грешников мира (1 Тим. 1,15). Эти христиане не хотят знать и слов Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который больше всего и прежде всего требует от нас смирения, когда говорит: «Приидите ко Мне... и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым» (Мф. 11,28—29).

Что это за покой, который Господь обещает смиренным? Это покой от грехов, покой от страстей, это Божественная радость, райское блаженство небесного Царства Христова. Этого-то покоя св. Церковь молитвенно испрашивает всем усопшим православным христианам в своих заупокойных богослужениях, говоря: «Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего», или, «Покой, Господи, душу усопшия рабы Твоем», или «Со святыми упокой».

Но как же Господь дарует нам покой от всех скорбей и несчастий, когда мы не смиряемся? О, если бы мы все поняли самую истинную и высшую философию Креста Господня — смирение Христово. Недаром великий св. отец Церкви прп. Макарий Египетский говорит, что смирение есть сущность всего христианства. И не только понять умом мы должны спасительную для нас философию, но должны усвоить ее и всем сердцем, и всем существом, и всею своею жизнью.

Тогда Господь сделает так, что все блага Креста Господня будут нашим достоянием. Тогда Господь не лишит нас и Своей Божественной радости испытывать в нашей жизни силу креста и крестного знамения в борьбе со грехом, страстями и всякими несчастиями.

Эту силу крестную Господь проявлял, и не раз, в великих чудесах еще, в Ветхом Завете через Своих праведников. Так, великий вождь израильского народа пророк Моисей осенил крестообразно своим жезлом Чермное море и совершил величайшее чудо: вода расступилась, и еврейский народ прошел по дну морскому, как по сухому пути, на что египтяне с фараоном, покусившись, погибли в волнах сего моря.

Нельзя пересчитать всех чудес от креста и крестного знамения в жизни новозаветного избранного народа. И все мы из жизнеописания св. Иоанн Богослова знаем, как один добрый христианин впал в нищету, не мог уплатить своих долгов и потому хотел наложить на себя руки. С этою целью он неоднократно ходил к еврею волхву брать у него яд. Но каждый раз по возвращении домой, прежде чем выпить чашу с ядом, он осенял ее крестным знамением, а потом пил яд. И сила крестного знамения сохранила его живым и невредимым. Когда об этом узнал волхв еврей, то его объял священный ужас, он пришел к великому ап. Иоанну Богослову, отрекся от язычества, принял христианство и крестился. А бедному христианину св. ап. Иоанн повелел принести пук сена, осенил это сено крестным знамением, превратил его в груду золота и отдал бедному христианину для уплаты долгов и на его содержание.

Я знал одного двадцатитрехлетнего юношу, которому далеко было до бесстрастия. Но он искренно стремился ко Христу своим сердцем и имел детскую простую веру. Однажды его позвали к женщине, умиравшей от кровотечения из носа, помолиться за нее. Уже второй таз наполнялся кровью. Женщина стала терять сознание, и лицо ее сделалось белым как снег. Юноша подбежал к умирающей, осенил ее лицо крестным знамением, и в тот же момент кровотечение остановилось, и женщина быстро выздоровела.

Будем, мои возлюбленные о Христе чада, смиряться и как можно чаще прибегать к силе креста и крестному знамению в своих молитвах. И в нашей жизни осуществятся слова из канона св. Андрея Критского, который мы всегда слушаем на первой и пятой неделе Великого поста и где о крестном знамении сказано: «И ты сим знамением можеши великая совершити». Аминь.

Русский посольский храм св. Николая,
г. София, 14 сентябя 1949 г.


Архиепископ Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев 1881 — 1950) — епископ Русской православной церкви. В 1920—1945 годы состоял в Русской православной церкви заграницей. В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма. Канонизирован 3 февраля 2016 года Архиерейским собором Русской православной церкви в лике святителей.


На главную

Произведения Архиепископа Серафима (Соболева)

Монастыри и храмы Северо-запада